Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность

В своем выступлении директор Мария Добрякова рассказала о том, какие навыки важны в современном мире и как их формировать.

Будущее, в котором мы живем

Прямо сейчас, общество, экономика, весь мир — претерпевают большие изменения. Меняются средства коммуникации, остро встают глобальные вопросы, трансформируется рынок труда. Так, например, по прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнет 58 профессий и появится 186 новых. Для современных школьников важно не просто получить определенный набор знаний, а уметь адаптироваться к условиям завтрашнего дня и обновлять свои умения.

В 2017 году в России началась разработка концепции школы будущего. Авторы этого плана поставили перед собой вопросы:

  • Как трансформировать современную школу?

  • Какие образовательные системы успешно отвечают новым вызовам?

  • Какие нужны компетенции и как их развивать?

  • Кого можно считать грамотным человеком?

Зарубежные и отечественные разработки

Для получения ответа на главные вопросы был создан международный консорциум. Своим опытом поделились Великобритания, Канада, Китай, Польша, США, Финляндия и Южная Корея. Практически во всех этих странах сформированы модели компетенций, которые они считают для себя важными. Например, в Канаде обучение направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникации, коллаборации, гражданской ответственности и характера.

В России в федеральных стандартах образования также перечислены ключевые компетенции, однако они не образуют целостной системы, из которой было бы понятно, как развивать их в школе и чего учителю ждать от своих учеников. Проанализировав эти стандарты, зарубежный опыт, а также множество списков компетенций, составленных международными организациями, аналитическими структурами и отдельными экспертами, авторы «Концепции школы — 2020» составили собственную модель базовых навыков личности. Эта модель состоит из трех групп компетенций:

  • Мышление (критическое, креативное, инновационное, системное, аналитическое и проч.).

  • Взаимодействие с другими (способности коммуницировать, подстраиваться под других людей, вести за собой).

  • Взаимодействие с собой (саморегулирование, самоорганизация).

Грамотность в своем новом виде определяется как социальное явление, она включает способность выражать себя и воспринимать информацию извне. Базовая грамотность основана на умении обращаться с разнообразными инструментами, связанными со знаками и символами, которые используются в том или ином обществе (читательская грамотность, математическая, цифровая, информационная).

Определены 7 новых принципов обучения:

  • в центре — ученик;

  • обучение социально по своей природе;

  • эмоции играют ключевую роль в обучении;

  • индивидуальные различия важны;

  • амбициозные задачи для каждого;

  • оценивание помогает обучению;

  • рост через горизонтальные связи.


С чего начать?

Прийти к вышеперечисленным принципам можно чрез два формата обучения: исследовательский и проектный. Новая концепция направлена на то, чтобы сформировать у школьников привычку учиться, уверенность в себе и самостоятельность. Для этого преподаватель перестает быть оратором и источником информации: он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и сформировать критерии для оценки. Ученик, в свою очередь, становится соратником, коллегой преподавателя: он ищет информацию и решает, как ее преподать, оценивает результат и сопоставляет его с исходной задачей.

4 главных вопроса ученику для определения климата в классе и заинтересованности школьника:

  • Можешь ли ты назвать двух взрослых в твоем школьном окружении, которые всегда верят в тебя?

  • Чему ты учишься и почему это важно?

  • Как у тебя дела с учебой?

  • Каковы твои следующие ближайшие цели и шаги?

Ответы на эти вопросы помогут выстроить дальнейший план работы по развитию ключевых компетенций у своих учеников.

В июле 2018 года выйдет международный доклад на тему концепции школы 2020. Далее начнется совместная работа с учителями, родителями и директорами школ, планируется формирование сети школ для начала внедрения новейших разработок.

Теги:Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль