- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
- 10 класс
- 11 класс
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 16 января 2018
- 4680
- 6 мин
Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
В своем выступлении директор Мария Добрякова рассказала о том, какие навыки важны в современном мире и как их формировать.
Будущее, в котором мы живем
Прямо сейчас, общество, экономика, весь мир — претерпевают большие изменения. Меняются средства коммуникации, остро встают глобальные вопросы, трансформируется рынок труда. Так, например, по прогнозам Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнет 58 профессий и появится 186 новых. Для современных школьников важно не просто получить определенный набор знаний, а уметь адаптироваться к условиям завтрашнего дня и обновлять свои умения.
В 2017 году в России началась разработка концепции школы будущего. Авторы этого плана поставили перед собой вопросы:
Как трансформировать современную школу?
Какие образовательные системы успешно отвечают новым вызовам?
Какие нужны компетенции и как их развивать?
Кого можно считать грамотным человеком?
Зарубежные и отечественные разработки
Для получения ответа на главные вопросы был создан международный консорциум. Своим опытом поделились Великобритания, Канада, Китай, Польша, США, Финляндия и Южная Корея. Практически во всех этих странах сформированы модели компетенций, которые они считают для себя важными. Например, в Канаде обучение направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникации, коллаборации, гражданской ответственности и характера.
В России в федеральных стандартах образования также перечислены ключевые компетенции, однако они не образуют целостной системы, из которой было бы понятно, как развивать их в школе и чего учителю ждать от своих учеников. Проанализировав эти стандарты, зарубежный опыт, а также множество списков компетенций, составленных международными организациями, аналитическими структурами и отдельными экспертами, авторы «Концепции школы — 2020» составили собственную модель базовых навыков личности. Эта модель состоит из трех групп компетенций:
Мышление (критическое, креативное, инновационное, системное, аналитическое и проч.).
Взаимодействие с другими (способности коммуницировать, подстраиваться под других людей, вести за собой).
Взаимодействие с собой (саморегулирование, самоорганизация).
Грамотность в своем новом виде определяется как социальное явление, она включает способность выражать себя и воспринимать информацию извне. Базовая грамотность основана на умении обращаться с разнообразными инструментами, связанными со знаками и символами, которые используются в том или ином обществе (читательская грамотность, математическая, цифровая, информационная).
Определены 7 новых принципов обучения:
в центре — ученик;
обучение социально по своей природе;
эмоции играют ключевую роль в обучении;
индивидуальные различия важны;
амбициозные задачи для каждого;
оценивание помогает обучению;
рост через горизонтальные связи.
С чего начать?
Прийти к вышеперечисленным принципам можно чрез два формата обучения: исследовательский и проектный. Новая концепция направлена на то, чтобы сформировать у школьников привычку учиться, уверенность в себе и самостоятельность. Для этого преподаватель перестает быть оратором и источником информации: он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и сформировать критерии для оценки. Ученик, в свою очередь, становится соратником, коллегой преподавателя: он ищет информацию и решает, как ее преподать, оценивает результат и сопоставляет его с исходной задачей.
4 главных вопроса ученику для определения климата в классе и заинтересованности школьника:
Можешь ли ты назвать двух взрослых в твоем школьном окружении, которые всегда верят в тебя?
Чему ты учишься и почему это важно?
Как у тебя дела с учебой?
Каковы твои следующие ближайшие цели и шаги?
Ответы на эти вопросы помогут выстроить дальнейший план работы по развитию ключевых компетенций у своих учеников.
В июле 2018 года выйдет международный доклад на тему концепции школы 2020. Далее начнется совместная работа с учителями, родителями и директорами школ, планируется формирование сети школ для начала внедрения новейших разработок.
Понравился материал? Расскажите другим