Курс «Естествознание» в старших классах

Если ученик выбрал физику, химию и биологию как отдельные предметы, то реализовать свою профильность ему сложно. Расскажем о курсе «Естествознание».

Зачем естествознание старшеклассникам?

В школу вводится профильное обучение, а естественнонаучные предметы не являются основными для большинства профилей. Крайне сложно в таких условиях преподавать в старших классах биологию, физику и химию, о неэффективности одночасового школьного курса не говорил только ленивый. Некоторым школам удается отводить на данные предметы по два часа, однако базовые курсы все же не дают шансов изучить важные темы достаточно глубоко.

Введение естествознания позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом эффективное и увлекательное преподавание предмета (3 часа в неделю). По естествознанию не предусмотрена сдача ЕГЭ, что открывает преподавателю определенную свободу действий, возможность организовать интегрированное обучение. На сегодняшний день есть два подхода к структурированию и определению содержания курса:

  • Объединение трех автономных образовательных областей в один предмет.

  • Синтез полученных в основной школе знаний и их развитие в старшей школе в ЕНКМ (естественнонаучную картину мира).

Формирование у учеников естественнонаучных представлений о мире специалисты называют одной из ключевых задач курса. Несмотря на хорошее советское образование, в головах многих людей в наше время господствуют абсолютно антинаучные идеи, вплоть до плоской формы Земли. Очевидно, что есть необходимость не просто передавать ученикам знания, связанные с физикой, химией, биологией — нужно объединять эти знания в общую систему, демонстрировать их практическое значение.

Особенности введения курса «Естествознание» в старших классах

Аргументы «за»:

  • С введением в школе естествознания выстраивается преемственность между средней школой и высшим образованием, поскольку в ВУЗах гуманитарного профиля курс «Естественнонаучная картина мира» является обязательным.

  • В ряде зарубежных стран накоплен опыт изучения естествознания в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.

Аргументы «против» (то, что «тормозит» введение предмета в школьный курс):

  • Педагогические ВУЗы пока не готовят учителей для ведения естествознания, а курсы повышения квалификации не решают проблему полноценной подготовки педагогов.

  • Ограниченное число учебников по естествознанию в ФП лишает учителя возможности выбора, что противоречит закону «Об образовании».

  • Скоропалительное введение курса естествознания приведет к уменьшению учебной нагрузки учителей химии, физики и биологии, что повлияет на размер заработной платы.

Естествознание. Базовый уровень. 10 класс. Рабочая тетрадьГабриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И.
Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекса к учебнику О. С. Габриеляна и др. «Естествознание. 10 класс. Базовый уровень». Помимо тетради в состав УМК входят методическое пособие для учителя и рабочая программа. Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике.

Преимущества УМК «Естествознание» Олега Габриеляна

Корпорация «Российский учебник» представляет две линии по предмету «Естествознание» для старших классов: авторства О.С. Габриеляна и авторства С.А. Титова. Рассмотрим подробнее одну из них.

Принципы построения курса О.С. Габриеляна:

  • Формирование естественнонаучной картины мира.

  • Гуманитаризация.

  • Антропоцентризм.

  • Современное состояние естествознания.

  • Связь с жизнью.

  • Эксперимент и проектная деятельность.

Доли предметов в содержании курса распределились следующим образом: биология и экология — 30%, химия — 22%, физика и астрономия — 22%, физическая и экономическая география — 14%, история — 3%, МХК— 5%, родная литература и язык — 4%. УМК включает учебники, ЭФУ, сборник рабочих программ, книгу для учителя, рабочие тетради. Учебник 10 класса состоит из разделов «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». Учебник 11 класса: «Микромир. Атомы. Вещества. Реакции», «Человек и его здоровье», «Естествознание на службе человека». В параграфах помимо прочего разбираются современные разработки: большой адронный коллайдер, биотехнологии, генномодифицированная продукция, нанотехнологии и т.д. Каждый учебный блок включает практические работы. Курс ничем не уступает привычным предметам на базовом уровне, однако позволяет преподавателю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.

Для работы по представленному УМК вы можете воспользоваться бесплатной методической помощью (необходима регистрация на сайте):

Естествознание. Базовый уровень. 11 класс. Рабочая тетрадьГабриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И.
Предлагаемая тетрадь - часть УМК к учебнику Габриеляна О.С. и др. "Естествознание. 11 класс.Базовый уровень". Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Естествознание,Среднее общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль