
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Мы представили виды проектных работ и современные цифровые инструменты для подробного знакомства с иноязычными заимствованиями и неологизмами.
«Значения неологизмов»
Задание из учебника «Русский язык. 7 класс» УМК А.Д. Шмелева:
Интернет-портал «Грамота.ру» совместно с одной из московских школ подготовил проект «Русский язык. Классная работа». Посмотрите видеоролики, снятые работавшими над проектом школьниками. Используйте эту идею и разработайте свой проект, в котором вы можете рассказать об устаревающих, или о тех словах, которые только появляются в языке.
На основе этого задания предложите ученикам более сложную проектную работу, групповую или индивидуальную. Руководство по выполнению:
Выберите неологизмы в словаре.
Найдите значения выбранных слов в словарях разных годов издания.
Проверьте частотность употребления заимствованных слов, неологизмов из своего списка на сайте «Национальный корпус русского языка».
Сравните значение и употребления выбранных слов в русском и в других языках.
Организуйте интервью с одноклассниками, учениками старших и младших классов, педагогами, родителями — попросите респондентов объяснить значение выбранных неологизмов. Интервью можно проводить и фиксировать разными способами:
Устно, на камеру мобильного телефона.
Устно, фиксируя ответы на диктофон, в блокнот.
Через онлайн-сервисы Формы Google, Anketolog.ru, Testograf.ru или же социальные сети. (Так можно охватить больше людей)
Подберите к выбранным словам иллюстрации, нарисуйте ассоциации.
Представьте результаты работы в форме видеоролика. Это может быть ролик, смонтированный из заснятых интервью и/или отчет о проделанном исследовании, изложенный перед веб-камерой.
«Онлайн-тренажер»
Задание из учебника «Русский язык. 5 класс» УМК М.М. Разумовской:
Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика, запишите эти слова парами, проверяя написание по орфографическому словарю.
|
Перерыв | Эг..изм |
| Разбор | Апл..д..сменты |
|
Столетник
| Ч..мпион |
| Победитель | ..нализ |
|
Войско
| ..нтракт |
| Себялюбие |
Армия |
| Рукоплескание | Ало̀э |
На основе этого задания пусть каждый ученик сформирует свое упражнение, связанное с употреблением англицизмов и слов из других языков, в сервисе LearningApps (ознакомьтесь с примером). Когда проекты готовы, ребята выполняют упражнения друг друга по кругу.
«Сферы применения неологизмов»
Задание из учебника «Русский язык. 9 класс» УМК В.В. Бабайцевой:
Дополните каждую группу неологизмов известными вам словами. Проверьте их значение по толковому словарю.
Для справки: маклер, менеджер, диетолог, монитор, принтер, эколог, геронтология, биатлонист, саблист, сейсмология.
На основе этого упражнения предложите проектную работу «Проникновение новых слов в нашу жизнь: их толкование и сферы применения». Группы слов могут быть самые разные, например:
«Презентация будущей профессии»
Предложите ученикам, используя «Атлас новых профессий», представить освоение профессии будущего (многое в ней будет связано со словами английского происхождения) и создать проект «Мой один рабочий день». Руководство по выполнению:
Познакомьтесь с Атласом и выберите профессию для себя.
Сочините рассказ на тему «Мой один рабочий день». В нем опишите:
как представляете себе свою будущую работу (в офисе, на производстве, в лаборатории др.),
чем будете непосредственно заниматься (что-то производить, что-то создавать, что-то считать, что-то изучать и др),
какими инструментами для работы будете пользоваться (если таковых на сегодняшний день нет, то придумайте названия этих инструментов).
«Искусствоведческие термины и селфи»
Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:
Какое значение и происхождение терминов:
Барельеф, арабеска, витраж, гравюра, графика, инкрустация, мозаика, муляж, наскальные изображения, орнамент, панно, ретушь, роспись, ракурс, пейзаж, эскиз, барокко, готика, импрессионизм, рококо.
При затруднении обращайтесь к словарям. Какие словари вы можете использовать?
Запишите пять слов (по выбору) с толкованием их значения и указанием языка-источника.
Взяв за основу задание, распределите термины между учениками: пусть они используют указанные художественные явления при обработке своих селфи. Готовая проектная работа должна включать изображение (обработанное фото) и результаты исследования по термину: толкование, историю происхождения, словообразовательный разбор.
«Источники новых слов»
Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:
Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию. Подготовьте презентацию полученных результатов. Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиции качества хорошей речи. Оцените свое выступление и результаты проектной деятельности.

«Стилистический окрас»
Предложите ученикам обратиться к словарям и сделать проектную работу на тему «Стилистическая окраска заимствованных слов». Некоторые из англоязычных заимствований приобретают свой особый характер в русском языке. Например, популизмом у нас называется негативное явление: заигрывание с широкими массами, раздача несбыточных обещаний. В первоисточнике же популизм имеет положительный окрас и означает умение завоевывать симпатии людей.
«Слово года»
По аналогии с проектом «Слово года» (создатель: лингвист Михаил Эпштейн), сделайте собственные рейтинги, актуальные для школы, класса: «Слово недели», «Слово месяца».
Словари. Издания должны быть свежими. Например, словари XXI века «Слова, не имеющие аналогов в русском языке, без которых сегодня невозможно жить и работать, понимать и читать, смотреть и слушать», «Словарь модных слов», «Словарь новейших иностранных слов», «Современный словарь иностранных слов». Интернет-источники не всегда достоверны.
Онлайн лекции лингвистов. На сайте ПостНаука можно найти выступления Максима Кронгауза, Бориса Иомдина, Владимира Плунгяна
Современные лингвистические статьи. Например:
«Мокроступы против фраков: взгляд лингвиста» на сайте Arzamas.academy
Образовательные приложения для смартфонов. В магазинах Google Play и App Store можно найти много вариаций бесплатного приложения «Слово дня» от разных разработчиков, в котором ежедневно представляется некий неологизм и его употребление в контексте.


Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим