
Юлия Позднякова
Практикующий психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, ведущая психологических тренингов, эксперт по трансформации негативных состояний
Гибкие правила сна, питания и гаджетов на каникулах.
Каждое лето родители попадают в эмоциональную вилку: вроде хочется дать ребёнку отдохнуть от школьного стресса, а вроде и тревожно — как бы за два месяца он не превратился в ночного оператора TikTok с дефицитом витамина D.
Режим рушится, холодильник пустеет, дом гудит от экранов. А вы всё мечтаете, что в один прекрасный вечер случится сцена из «Укрощения строптивого»: подросток сам выключит телефон, умоется, поест брокколи и скажет: «Мама, я так благодарен за границы, которые ты для меня установила».
Но это не та франшиза.
И вот вы смотрите на весь этот летний беспредел со сбившимися биоритмами, спонтанными перекусами в полночь, бесполезными попытками «поговорить по-человечески» — и ловите себя на мысли: «Так... это уже анархия? Или просто юность в естественной среде обитания? Может, само пройдёт? А может, это я сдаю позиции?»
Парадокс в том, что и «отпустить», и «держать рамку» нужно одновременно. Но не через «вернуть всё как было», а через честные разговоры, гибкость и мудрость. И немного психологической магии, конечно.
Если подросток внезапно превратился в полуночника, не спешите записывать это в «разгильдяйство». Просто его внутренние часы сдвигаются. И это нормально.
Мозг подростка действительно перестраивается: мелатонин (гормон сна) начинает вырабатываться позже, а значит засыпать в 22:00 становится почти невозможно физиологически. Даже если родители легли, свет выключен, и единственным звуком в квартире остались ваши надежды. Это не лень и не бунт. Это нейробиология.
Перестать вести ночные сражения. Вместо битвы за отбой в 22:00 лучше обсудить комфортные и выполнимые рамки. Например: «Ты ложишься как хочешь, но встаёшь к 10, и выходишь на улицу хотя бы на полчаса».
Работать не с волей, а с освещением. С утра — больше дневного света, вечером — тёплые светильники. Мелатонин на это реагирует охотнее, чем на родительские нотации.
Ограничить экраны за час до сна. Телефон — на зарядку, подальше от кровати. И лучше, если это будет семейным ритуалом, а не «наказанием» для кого-то одного.
Инициировать больше дневной активности. Если подросток весь день провёл в горизонтальном положении, его тело просто не устанет к вечеру. Прогулка, спорт, помощь по дому — и биоритмы начинают понемногу выравниваться.
Помочь в наблюдении за своим состоянием. Это не контроль, а начало навыка саморегуляции. Вместо «Ты опять не выспался», мягкое «Как ты себя чувствуешь после такого режима?», «Не замечал, что настроение скачет, когда слишком много спишь?» И да, подростки редко откликаются в моменте, но часто думают после.
Во время каникул дети чаще остаются дома одни. А значит, едят как хотят. А хотят они чаще всего углеводов, сахара — и чтобы никаких ножей, кастрюль и, упаси бог, овощей.
Режим питания уходит в свободное плавание: завтрак сдвигается к обеду, обед — к ужину, а ужин случается дважды за ночь.
Причины те же: сбившийся ритм, ночной режим и естественная тяга к «вкусненькому» как способу справиться со скукой или эмоциональной перегрузкой.
Перестать ждать от подростка любви к сельдерею. Он не обязан в 14 лет мечтать о тарелке с киноа. Но можно договориться, чтобы в рационе хотя бы иногда появлялись фрукты, овощи и что-то белковое.
Сделать полезную еду доступной. Режим у подростка хаотичный, но если в холодильнике заранее нарезаны фрукты или в кухонном шкафчике заготовлен полезный перекус (например, готовые снеки из сушёных овощей, фруктов, мяса), он с большей вероятностью выберет это, чем пачку чипсов и шоколадку.
Обойтись без допросов и упрёков. Лучше сказать между делом: «Ты сам как думаешь — питаешься нормально или просто что-то закидываешь, чтобы не бурчало?». И невзначай: «Кстати, кожа на еду очень чутко реагирует». Без поучений и отсылок к научным исследованиям, просто мысли в воздух. А дальше пусть сам соединяет точки: что ест, как чувствует себя после, нравится ли ему отражение в зеркале.
Дать немного автономии. Не всем подросткам нравится готовить, но большинству нравится делать по-своему. Спросите: «Хочешь сам выбрать, что заказать на ужин? У тебя 500 рублей. Составь себе сбалансированное меню». Пусть попробует. Пусть даже ошибётся. Это лучше, чем читать лекции про ЗОЖ.
Летом подростки чаще погружаются в телефоны с головой: игры, переписки, видео до рассвета. Но если вы думаете, что ребёнок «просто залипает», то многое упускаете. Там, за экраном, кипит жизнь: дружба, признание, сравнение, эксперименты с идентичностью.
Не пытаться резко «ограничить», особенно без объяснений. Вместо «Всё, телефон забираю», лучше обсудить: «Ты замечаешь, как чувствуешь себя после трёх часов подряд в телефоне? Усталость есть? Настроение скачет?»
Договориться о понятных точках выхода. Короткие перерывы, прогулки, экранный детокс за час до сна. Не потому что «надо меньше залипать», а потому что мозгу тоже нужен отдых.
Разделять пространство: экран — не всегда враг. Гаджет может быть и творческой зоной. Музыка, монтаж видео, общение с друзьями — всё это часть современного подросткового мира. Хочет сидеть в телефоне? Пусть попробует снять рилс с рецептом, записать подкаст, сделать мем. То же устройство, но уже не бездумный скроллинг, а хоть какой-то креатив.
Предлагать альтернативы. Многие подростки скучают, но не знают, как в этом признаться. Попробуйте предложить: «Хочешь, устроим киновечер, как будто мы в отеле? Поднос, плед, маска на лицо, полный чилл». Дети любят, когда им не указывают, а втягивают в игру. Даже если это просто игра во «взрослого, который умеет отдыхать». Иногда одного такого вечера хватает, чтобы гаджеты перестали казаться единственным источником удовольствия.
Подростки редко слушают указания. Зато отлично считывает атмосферу: живёт ли родитель своей жизнью или просто вещает с трибуны.
Вы для ребёнка как фоновый бит в песне: вроде и не на переднем плане, но без него композиция разваливается. Поэтому следите не только за тем, что делает ОН, но и за тем, как живёте ВЫ. Если сами ложитесь под утро с телефоном, а потом требуете соблюдения режима, система даёт сбой. Но если пьёте воду, ходите гулять и время от времени берёте в руки бумажную книгу — ему проще делать то же самое. Зеркальные нейроны — штука упрямая: куда-то на подкорку это точно запишется.
И когда в один прекрасный вечер ваш подросток скажет: «Я сёдня поел норм. Типа белки, овощи... как ты всегда говоришь», — постарайтесь не расплакаться.
Да, летом у детей всё плывёт — режим, еда, настроение. Но это не просто время без расписания. Это возможность отдохнуть от внешнего давления и внутренней тревоги. Наконец-то не нужно «соответствовать». Можно побыть странным. Переосмыслить себя. Сменить стиль. Протупить день. Поскучать. Заснуть под утро. Запутаться в себе. А потом внезапно понять что-то нужное о себе и мире.
Для этого им важно иметь пространство, в котором можно дышать, быть собой и чувствовать: «меня любят». И вы — хранитель этого пространства. Не надзиратель, не спасатель, не тревожный будильник, а присутствующий, честный, живой взрослый. К которому можно подойти в любой момент (даже среди ночи) и сказать: «Что-то всё запуталось». И знать, что его не осудят. Не начнут лекцию. А выдохнут, подвинутся на диване и скажут: «Окей. Рассказывай».
Практикующий психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, ведущая психологических тренингов, эксперт по трансформации негативных состояний
Понравился материал? Расскажите другим