Метапознание: как и зачем учить детей распознавать мыслительные процессы?

Метапознание можно определить как знание человека о его собственном знании. Попробуем разобраться в интересном и сложном когнитивном процессе.

Что такое метапознание?

Получение знаний — вроде бы вполне естественный процесс. Все мы когда-то были учениками, студентами, да и взрослый развитый человек ежедневно что-то узнает, пополняя свой интеллектуальный багаж.

Процесс метапознания можно сравнить с тем, как врач изучает работу человеческого тела. Всем известно, что в нашем организме есть сердце, печень, почки и желудок, но только профессионалы знают, как работают эти органы. Ну а мы вряд ли задумываемся каждый день о том, какие мышцы задействованы, скажем, при ходьбе, если, конечно, не идем из тренажерного зала или с учебником анатомии в руке.

Сам термин «метапознание» укоренился в научном мире благодаря Джону Флейвеллу — в 1976 году он описал это явление как сумму накопленных знаний человека о познавательном процессе. А коллега Флейвелла англичанка А. Браун выделила две ветви метапознания:

  • рефлексия над собственными действиями и способностями — понимание себя, своих мыслительных процессов, оценка собственных «исходных данных»;

  • саморегуляция — способность управлять и корректировать ход обучения.

Еще одна ветвь метапознания — наш опыт, который мы получаем в процессе освоения знаний.

Все три ветви — рефлексия, саморегуляция и опыт — позволяют нам «включать» в нужный момент конкретные способы получения информации или решения задач. Касается это, кстати, не только обучения в привычном смысле. «Знание о знании» полезно использовать и для решения ежедневных задач, для выстраивания жизненных стратегий.

Как это работает?

Когда у человека развит навык метапознания, он сам видит свои ошибки — в восприятии информации, в мыслительных процессах — и сам может изменить подход к своему обучению.

Можно сказать, что метапознание — это осознанное, ответственное отношение к собственному знанию, такой взгляд снаружи, некое отслеживание своих познавательных действий. Это похоже на осознанность в психологии — осознанный человек постоянно наблюдает за собственными эмоциями и чувствами, может отследить и определить свои переживания, проанализировать свое восприятие событий и разными методами скорректировать свое состояние.

Когда ученик осознает свои мыслительные процессы, он может оценить свои реальные нужды в получении нового знания, выработать механизм получения этих знаний и, наконец, получить их самым оптимальным способом.

Осознанное чтение

Как превратить метапознание в полезную привычку? Приведем несколько техник, которые развивают навык познания собственных знаний во время чтения.

  1. Школьнику важно оценивать объемы собственной памяти. Когда перед учеником стоит задача прочитать текст, важно создать опорные точки — заметки в специальной тетради или черновике, напоминания на стикерах.

  2. Стараться отслеживать собственную стратегию получения знаний и перестраивать ее, если она не подходит.

  3. Рефлексировать над изученным материалом. Действительно ли информация понятна? Если нет, снова перестроить методику. К примеру, читать не весь параграф по истории за один раз в последний вечер, а выделить несколько вечеров на неделе, чтобы прочитать по фрагментам и записать в тетради опорные тезисы, а затем, в другой вечер, перечитать параграф еще раз — полностью.

  4. Перед прочтением статьи или учебника сначала стоит изучить структуру текста: подзаголовки, абзацы, подтемы, схемы, рисунки и их названия.

  5. Не прерывать процесс — стараться нарабатывать навык ежедневно.

Дневник — всему голова

Отслеживать динамику собственных мыслительных процессов проще всего, если фиксировать результаты. В специальный дневник школьник может записывать вопросы, заранее подготовленные учителем, и самостоятельно на них отвечать, анализируя процесс получения знаний.

Список вопросов

  • Какие знания дались мне за последнюю неделю легче всего? По какой причине?

  • А что оказалось очень сложным? По какой причине?

  • Какие подходы к обучению работали хорошо?

  • Какие подходы не показали эффективность? Что лучше взять на вооружение?

  • Есть ли новые методы, которые отлично подходят для меня?

  • Какие еще методы я буду изучать?

Я – лидер нового поколения. Учебное пособиеДолина Наталия Владимировна
Издательство «Просвещение» в партнёрстве с одним из ведущих бизнес-коучей России подготовило уникальный проект «Я — лидер нового поколения», в котором соединились лучшие практики раскрытия потенциала человека и эффективные современные методики обучения. Главное, что ты получишь на этом курсе — это знание как стать лидером в собственной жизни и создать гармоничные отношения с собой и окружающим тебя миром.

Зерна от плевел

Перед тем, как представить новую тему на уроке, попросите ребят записать в тетради три самых важных, по их мнению, тезиса. А после попросите их поделиться с вами своими тезисами. Объясните, какие тезисы вы сами выделяете из всей лекции, и задайте детям вопрос, согласны ли они с вами. Если нет, пусть ученики аргументируют свое мнение.

Спроси себя, как

Без вопросов — никуда. Рефлексия на этом и основывается: ученик сам задает себе вопрос и сам должен на него ответить. Такой подход ребенку поможет проанализировать свое мышление.

Список вопросов

  • Мне уже известна какая-то информация по этой тематике?

  • Что сделать, чтобы в будущем готовиться к занятию более качественно?

  • В каком месте в классе мне удобнее расположиться, чтобы усвоить весь материал?

  • Есть ли у меня вопросы по новому материалу?

  • Было ли что-то такое во время занятия, что вызвало у меня недоумение, удивление, восторг? Почему это произошло?

  • Назревают ли у меня во время занятия вопросы? Фиксирую ли я их в дневнике?

  • Если эта тема меня увлекает, то почему? Если мне не очень интересно — по какой причине? Какие действия я могу предпринять, чтобы заинтересовать себя этой темой?

  • Умею ли я вычленять главное из потока информации? Как?

  • Могу ли я применить эти знания в реальной жизни?

  • Как устранить недопонимание в моей голове?

  • Смогу ли я воспроизвести информацию, полученную на этом уроке, через несколько лет?

Мысли вслух

Выделите время на уроке, чтобы каждый ребенок смог проговаривать не только алгоритм выполнения задания, но и мыслительные процессы — почему он пришел к такому выводу? Затем сделайте разбор полетов — объясните ученику, в чем были его недочеты, почему в какие-то моменты он мыслил неверно. Это поможет и другим ребятам понять, как происходит процесс последовательного мышления и почему нужно применять разные стратегии для решения разных задач.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Маргарита Михайлова

редактор сайта

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль