Михайло Ломоносов: человек, определивший время
Самые яркие высказывания о Михаиле Ломоносове. Фрагменты из книг с фактами творческого пути, галерея картин, рекомендации учебников и пособий.
А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.
Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.
У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте <...> Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.
В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.
Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел...
Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть
Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий и во всю жизнь остался человеком, ученым тружеником, а не сделался, когда улыбнулось ему мирское счастие, вельможею, знатным барином... Как резка разница между гением и простым дарованием!
Из Сочинения Ксенофонта Полевого
В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели.
Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнес слова церковнославянские и общеупотребительные; ко второму — малоупотребительные, но известные грамотным людям; к третьему — слова живой разговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Ломоносов упорядочил употребление слов разных стилей в зависимости от темы и жанра произведения.
Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.
Ломоносов не был до конца уверен в том, что литература— главное дело его жизни. Он активно вмешивался в ход научных исследований, ругался с основателями и профессурой Академии наук, потому что по праву осознавал себя не только великим ученым, но и организатором науки. Его волновала судьба отечественной культуры, которую он считал частью мировой. Его интересовало все— и геология, и составление географического атласа, и изучение природы электричества... Но все это не мешало главному: сосредоточенной, вдохновенной работе, предел которой положила только преждевременная смерть в 1765 году, на 54-м году жизни. Был пройден немыслимый для прежней Руси путь от крестьянина до государственного чиновника V класса, статского советника, члена нескольких иностранных академий. Не только произведения Ломоносова, но и сама его биография стала воплощением нового идеала развитой личности, человека разумного.
Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть
Методические рекомендации
Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.
Задания и вопросы из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть
Расскажите о фактах жизни Ломоносова, подтверждающих, что судьба этого человека легендарна.
Что дало основание Пушкину назвать Ломоносова «нашим первым университетом»?
Рассмотрите фотографию памятника Ломоносову в Архангельске и объясните, какие аллегории использовал скульптор. Вспомните уже известные вам произведения литературы, в которых отражен образ Ломоносова. Что в личности Ломоносова привлекало авторов этих произведений?
Перечислите главные темы поэзии Ломоносова. Как вы полагаете, можно ли, проанализировав тематику творчества Ломоносова, утверждать, что он поэт XVIII века? Обоснуйте свою точку зрения.
Сопоставьте похвальные и духовные оды: чем похожи эти произведения? Чем различаются? Прочитайте оду, выделите в тексте:
– стихотворные строки, в которых говорится о военных победах Петра I, достижениях флота, об основании Петербурга;
– строки, в которых аллегорически говорится о том, как наука изучает богатства Уральских гор и подчиняет их человеку.
Задания и вопросы из учебника «Литература» под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, 9 класс, I часть
Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?
Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?
Какое отношение выразил Ломоносов Петру? Какие художественные приемы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?
Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
Задания и вопросы из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть
Какие слова могут использоваться в высоком штиле? в среднем («посредственном»)? в низком? Приведите примеры.
Какие идеи («мысли») должны соответствовать выбору высокого штиля?
Сравните принципы Ломоносова с теми классицистическими принципами, которые вы уже знаете.
В чем уникальность личности М. В. Ломоносова?
Какие принципы классицизма перенес Ломоносов на русскую культурную почву?
Чем реформа русского стихосложения, предложенная Ломоносовым, отличалась от теории Тредиаковского?
Каковы основные принципы ломоносовской теории трех штилей?
Как в теории трех штилей соединены верность церковнославянской традиции и общеевропейские законы риторики?
Понравился материал? Расскажите другим