16 ноября 2020, 20:00
7685
15 мин

Михайло Ломоносов: человек, определивший время

Самые яркие высказывания о Михаиле Ломоносове. Фрагменты из книг с фактами творческого пути, галерея картин, рекомендации учебников и пособий.

Михайло Ломоносов: человек, определивший время
«С Ломоносова начинается наша литература... Он был ее отцом, ее Петром Великим», — говорил Виссарион Белинский о значении творчества Михаила Васильевича Ломоносова в русской литературе.

А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.

Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.

У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте <...> Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.

В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел...

Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть

Литература. 9 класс. Учебник. Часть 1Москвин Георгий Владимирович
В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса литературы 9 класса — сформировать представление о преемственности в развитии литературы, то есть о литературном процессе. Соответствует ФГОС ООО (2010 г).

Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий и во всю жизнь остался человеком, ученым тружеником, а не сделался, когда улыбнулось ему мирское счастие, вельможею, знатным барином... Как резка разница между гением и простым дарованием!

Из Сочинения Ксенофонта Полевого 

«Отрок» Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря; Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы: Будешь умы уловлять, будешь помощник царям. А. С. Пушкин, 1830

В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели. 

Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнес слова церковнославянские и общеупотребительные; ко второму — малоупотребительные, но известные грамотным людям; к третьему — слова живой разговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Ломоносов упорядочил употребление слов разных стилей в зависимости от темы и жанра произведения.

Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.

Литература. 9 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1Архангельский Александр Николаевич
Учебник входит в УМК для 5-9 классов, обеспечивающий преподавание по авторской программе «Литература как школа эстетического воспитания» под редакцией А. Н. Архангельского. Изучение литературы как искусства способствует развитию у учащихся любви к слову, побуждает к чтению и постижению законов, по которым строится художественное произведение.

Ломоносов не был до конца уверен в том, что литература— главное дело его жизни. Он активно вмешивался в ход научных исследований, ругался с основателями и профессурой Академии наук, потому что по праву осознавал себя не только великим ученым, но и организатором науки. Его волновала судьба отечественной культуры, которую он считал частью мировой. Его интересовало все— и геология, и составление географического атласа, и изучение природы электричества... Но все это не мешало главному: сосредоточенной, вдохновенной работе, предел которой положила только преждевременная смерть в 1765 году, на 54-м году жизни. Был пройден немыслимый для прежней Руси путь от крестьянина до государственного чиновника V класса, статского советника, члена нескольких иностранных академий. Не только произведения Ломоносова, но и сама его биография стала воплощением нового идеала развитой личности, человека разумного.

Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть

Методические рекомендации

Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.

Задания и вопросы из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть

  • Расскажите о фактах жизни Ломоносова, подтверждающих, что судьба этого человека легендарна.

  • Что дало основание Пушкину назвать Ломоносова «нашим первым университетом»?

  • Рассмотрите фотографию памятника Ломоносову в Архангельске и объясните, какие аллегории использовал скульптор. Вспомните уже известные вам произведения литературы, в которых отражен образ Ломоносова. Что в личности Ломоносова привлекало авторов этих произведений?

  • Перечислите главные темы поэзии Ломоносова. Как вы полагаете, можно ли, проанализировав тематику творчества Ломоносова, утверждать, что он поэт XVIII века? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Сопоставьте похвальные и духовные оды: чем похожи эти произведения? Чем различаются? Прочитайте оду, выделите в тексте:
    – стихотворные строки, в которых говорится о военных победах Петра I, достижениях флота, об основании Петербурга;
    – строки, в которых аллегорически говорится о том, как наука изучает богатства Уральских гор и подчиняет их человеку.

Задания и вопросы из учебника «Литература» под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, 9 класс, I часть

  • Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?

  • Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

  • Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?

  • Какое отношение выразил Ломоносов Петру? Какие художественные приемы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

  • Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

  • Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?

  • Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?

  • Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

  • Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

  • Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Задания и вопросы из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть

  • Какие слова могут использоваться в высоком штиле? в среднем («посредственном»)? в низком? Приведите примеры.

  • Какие идеи («мысли») должны соответствовать выбору высокого штиля?

  • Сравните принципы Ломоносова с теми классицистическими принципами, которые вы уже знаете.

  • В чем уникальность личности М. В. Ломоносова?

  • Какие принципы классицизма перенес Ломоносов на русскую культурную почву?

  • Чем реформа русского стихосложения, предложенная Ломоносовым, отличалась от теории Тредиаковского?

  • Каковы основные принципы ломоносовской теории трех штилей?

  • Как в теории трех штилей соединены верность церковнославянской традиции и общеевропейские законы риторики?

Теги:Литература

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль