Мозг на максимум: как когнитивная психология поможет сдать экзамены на отлично

Рассказали, как запомнить перед экзаменами больше с помощью удивительного и доступного всем инструмента — мозга.

Каждый год миллионы студентов и школьников сталкиваются с одной и той же проблемой: как запомнить огромный объём информации перед экзаменами. Многие прибегают к «зубрёжке», проводя бессонные ночи за учебниками, но такой подход редко бывает эффективным. Причина проста — мы не учитываем, как на самом деле работает наш мозг.

Рассмотрим научно обоснованные методы запоминания информации, основанные на последних достижениях когнитивной психологии. Узнаете о принципе интервального повторения, эффекте тестирования, методе активного обучения и других подходах, которые сделают подготовку к экзаменам более эффективной и менее стрессовой.

Почему традиционные методы подготовки к экзаменам неэффективны

Когда до экзамена остаётся мало времени, многие прибегают к марафону зубрёжки — часами читают одни и те же материалы, подчеркивают текст яркими маркерами, делают бесконечные выписки. Но всё это, как вы уже поняли, малоэффективно.

Наш мозг не воспринимает информацию как фотоаппарат, простым «сканированием». Вместо этого он строит нейронные связи, создавая ассоциации между новыми знаниями и уже существующими. Именно поэтому пассивное перечитывание материала редко приводит к глубокому пониманию и долгосрочному запоминанию.

Кроме того, существует так называемая «иллюзия компетентности» — когда при прочтении материала нам кажется, что мы его хорошо усвоили, но при попытке воспроизвести информацию самостоятельно обнаруживается, что это не так. Эта ловушка заставляет школьников переоценивать свою готовность к экзаменам.

Интервальное повторение: золотой стандарт запоминания

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забывания». Он экспериментально подтвердил, что информация запоминается и забывается неравномерно, при этом наибольший «обвал» в памяти происходит довольно быстро после усвоения материала.

Однако это «быстрое забывание» можно заметно замедлить с помощью систематических повторений, особенно когда они организованы с определёнными интервалами — то есть при интервальном повторении. Суть:

  1. Повторять материал неоднократно, но с постепенно увеличивающимися интервалами между повторениями.

  2. Оптимальные интервалы выбираются так, чтобы повторение происходило в момент, когда информация начинает «выветриваться» из памяти, но ещё не успела полностью забыться.

Попробуйте с новым стихотворением или формулой по схеме: сначала через несколько часов после первого изучения темы, затем через день, через три дня, через неделю и т.д.

В качестве примера — расписание повторений для пяти предметов: русский язык, математика, литература, английский язык и история. Срок подготовки: с 17 марта по 20 апреля. Интервал: 1 — 3 — 7 — 14 — 30 дней.

Пример расписания

Пример расписания

Современные приложения используют алгоритмы интервального повторения для создания оптимального расписания повторений. Либо можете просто добавлять разноцветные стикеры в календарь.

Эффект тестирования: учись, проверяя себя

Одно из наиболее важных открытий когнитивной психологии — эффект тестирования, также известный как «практика извлечения». Исследования показывают, что активное воспроизведение информации из памяти гораздо эффективнее для запоминания, чем пассивное перечитывание.

Когда мы пытаемся вспомнить информацию, мы укрепляем нейронные пути, ответственные за хранение этих данных, делая их более доступными в будущем. Даже если вы не можете вспомнить всю информацию с первого раза, сама попытка извлечения значительно улучшает запоминание.

Вот несколько способов применения эффекта тестирования:

  • Флеш-карточки — запишите вопрос на одной стороне карточки и ответ на другой, затем проверяйте себя.

  • Самопроверка — закройте учебник и попытайтесь письменно изложить ключевые концепции.

  • Объяснение материала — попробуйте объяснить то, что вы изучили, кому-то другому (или даже воображаемому слушателю).

  • Практические тесты — решайте КИМы в условиях, приближенных к реальным.

  • Групповые обсуждения — обсуждайте материал с однокурсниками, задавая друг другу вопросы.

Метод активного обучения: от пассивного чтения к глубокому пониманию

Активное обучение предполагает не просто чтение информации, а её активную обработку и преобразование. Когда мы взаимодействуем с материалом, наш мозг создаёт более прочные нейронные связи.

Один из эффективных методов активного обучения — техника Фейнмана, названная в честь нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана. Она состоит из четырёх шагов:

  1. Выберите концепцию, которую хотите изучить.

  2. Объясните её простыми словами, как будто рассказываете ребёнку.

  3. Определите пробелы в своём понимании и вернитесь к исходному материалу.

  4. Упростите объяснение и используйте аналогии.

Объясните то, что изучили, простыми словами — как будто перед вами ребёнок.

Объясните то, что изучили, простыми словами — как будто перед вами ребёнок.

Другие методы активного обучения включают создание ментальных карт, концептуальных диаграмм, написание выводов/эссе своими словами и решение практических задач.

Контекстно-зависимая память: среда имеет значение

Наша память тесно связана с контекстом. Мы лучше вспоминаем информацию в той же обстановке, в которой её изучали. Это явление называется «контекстно-зависимой памятью».

Применительно к экзаменам это означает, что полезно иногда заниматься в условиях, похожих на те, в которых будет проходить экзамен: за столом, в тишине, с ограниченным временем. Это поможет вашему мозгу установить связь между изучаемым материалом и обстановкой экзамена.

А ещё полезно чередовать места для занятий. Изучение одного и того же материала в разных зонах: дома, в кафе, в библиотеке, в классе поможет сформировать более разнообразные ассоциации и улучшить запоминаемость.

Многозадачность, ты уволена

Несмотря на распространенное мнение, что многозадачность повышает продуктивность, исследования когнитивных психологов показывают обратное. Постоянное переключение между задачами снижает эффективность обучения и может даже ухудшить способность запоминать информацию в принципе.

Техника «помодоро» — один из способов борьбы с многозадачностью. Она предполагает работу в течение 25 минут с полной концентрацией на одной задаче, после чего следует 5-минутный перерыв. После четырёх таких циклов делается более длительный перерыв (15-30 минут). Можете попробовать увеличить «большую» зону до 45 минут + 15-минутный перерыв.

Также минимизируйте отвлекающие факторы: выключите уведомления на смартфоне, закройте ненужные вкладки в браузере и найдите тихое место для занятий.

Не забываем спать и заниматься спортом

Наконец, не следует недооценивать роль физиологических факторов в процессе обучения. Сон играет критическую роль в консолидации памяти — процессе, при котором краткосрочные воспоминания преобразуются в долгосрочные.

Во время глубокого сна наш мозг обрабатывает и организует информацию, полученную в течение дня. Поэтому короткий дневной сон (30 минут) может быть полезен для закрепления только что изученного материала, а полноценный ночной сон перед экзаменом гораздо эффективнее, чем ночная зубрёжка.

Физическая активность положительно влияет и на когнитивные функции, улучшая кровообращение и стимулируя выработку нейротрофических факторов, способствующих росту нейронов. Попробуйте прогуляться между двумя главами или двумя пробными тестами — это значительно повысит концентрацию внимания.

Скачайте «Чек-лист эффективного запоминания»

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Как перед экзаменами запомнить больше?

    Формат .PDF

    544.5 Кб

    Скачать

Что мы узнали из этой статьи?

  1. Зубрёжка неэффективна: мозг не запоминает информацию механически, а строит нейронные связи между новыми и существующими знаниями.

  2. Интервальное повторение: систематическое повторение с постепенно увеличивающимися интервалами значительно усиливает запоминание.

  3. Практика извлечения: активное воспроизведение информации из памяти (через тесты, самопроверку, объяснение другим) гораздо эффективнее пассивного перечитывания.

  4. Активное обучение: взаимодействие с материалом через технику Фейнмана, создание ментальных карт и решение задач формирует более прочные нейронные связи.

  5. Контекст важен: учитывайте роль окружающей среды в запоминании, практикуйтесь в условиях, похожих на экзаменационные.

  6. Многозадачность вредит обучению: концентрация на одной задаче с использованием техники «помодоро» повышает эффективность занятий.

  7. Физиология влияет на обучение: полноценный сон и физическая активность критически важны для консолидации памяти и когнитивных функций.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Лекторий,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль