
Ольга Иванова
Детский и семейный психолог
Помогаем маленькому человеку пережить смерть близкого.
Хоть взрослые и берегут ребёнка от негативных переживаний, знание о смерти формируется достаточно рано: многие волшебные сказки начинаются с того, что умирают отец или мать.
Специально уделять время разговору о смерти не стоит, пока малыш сам не спросил взрослых. Приготовьтесь к непростой беседе в ситуациях, когда:
‒ собираетесь на похороны,
‒ умер домашний питомец,
‒ широко обсуждается смерть известного человека,
‒ по дороге встретилось мертвое животное или птица,
‒ ребёнок сам задаёт вопросы о смерти.
Если ребёнок боится смерти родителей, обнимите его, посадите на колени, ровным голосом расскажите: все люди умирают, смерть неизбежна. Миллионы людей жили до нас: работали, любили, растили детей, становились бабушками, дедушками. Вы тоже умрёте, но до этого сделаете ещё много важного (перечислите планы о работе, путешествиях, общении с внуками и пр.). Главное — говорить это спокойно, невозмутимо.
Дети по-разному реагируют на смерть. Кто-то может отнестись с интересом — и это нормально — такое событие вызывает здоровое любопытство. Некоторые замыкаются. Важно больше разговаривать с ними, слушать, позволить проявлять переживания. Нередко реакция на смерть отсрочена: сначала психика отрицает утрату, горевание начинается позже. Кто-то в силу особенностей детской психики испытывает чувство вины, считая свои поступки, мысли причиной смерти близкого. Взрослым следует наблюдать за детьми, помогать проживать утрату, поддерживать в общем горе.
Наиболее болезненно дети реагируют на смерть близких членов семьи: родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр и тех родственников, с кем сложились тёплые отношения. Тут полезно обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист поможет и в том случае, если острота горя через полгода не снизилась.
Неврологические нарушения ‒ фактор уязвимости ребёнка.
Наиболее адекватно на вопросы о смерти, особенно в ситуации утраты родителей, отвечают молодые тёти и дяди: гибкая психика не застревает в горе так сильно, как у пожилых.
Ребёнку можно посещать похороны: он убедится, что тело покойного захоронили, не будет фантазировать, что умерший вернётся. Участие в прощальном обряде в присутствии других людей легализует печаль, позволяет разделить чувства с участниками похоронного процесса. Но если вы сами плохо себя чувствуете рядом с покойным, а физиологические моменты вызывают ужас, страх и неприязнь, то не стоит брать с собой ребёнка.
Хорошо, если в момент информирования о внезапной смерти важного человека ребёнок не увидит сильных эмоций: крики, обморок значимого взрослого могут надолго травмировать малыша.
Обман в виде фраз «Бабушка надолго уехала в другой город» в сочетании с вашим тоскливым видом не спасёт никого. Лучше сказать: «У нас печальная новость: умерла бабушка. Мне от этого очень тяжело, плохо. Тебе, наверное, тоже. Давай погорюем, поплачем вместе».
Утаивать эмоции не стоит: ребёнок понимает, что горе случается, видит, как справляются близкие взрослые. Осознав, что важную информацию скрыли, он воспримет это как предательство.
Психологи утверждают: работа горя протекает около года, спустя шесть месяцев острота снижается. Объясните ребёнку, что вы оба можете в любое время заплакать, это нормально: потеря близкого – болезненный неизбежный факт.
Без надрыва обсуждайте грустные и весёлые воспоминания, связанные с умершим. Составьте вместе с малышом книгу памяти о покойном: в альбом для рисования можно вклеить его фото, изобразить любимые предметы (книга, украшения, техника, посуда и пр.), записывать разные истории из жизни, рисовать рисунки о нём.
Поговорите с педагогом о том, можно ли выделить уединённое место, где ребёнок может поплакать, не привлекая внимания.
Детям до двух лет важно, чтобы рядом была фигура, замещающая умершего.
В двух-трёхлетнем возрасте ребёнок уже знает: если что-то отсутствует, это надо найти. Поговорите с малышом: искать ушедшего навсегда человека бесполезно, вместо него будет бабушка или дедушка, кто-то другой. При эмоциональной поддержке взрослых со временем кроха свыкается с мыслью о потере.
Детям от трёх до пяти важно объяснить: смерть не равно сон. Покойный умер, больше не вернётся, смерть необратима. Сравнивая смерть со сном, можно спровоцировать психиатрические нарушения.
Ребёнок шести-восьми лет понимает реальность смерти, для него смерть — нормальное завершение жизни. Он нуждается в эмоциональной поддержке, в вариантах ответов на вопросы окружающих. Порепетируйте с ним — для этого он должен знать причину смерти: «Бабушка недавно умерла, в последнее время она тяжело болела», «Да, мы очень горюем, часто вспоминаем её».
У девяти-двенадцатилетних детей смерть вызывает чувство беспомощности. С ребёнком стоит разговаривать о том, что можно быть счастливым, несмотря на горе, показывать это своим примером.
С подростком обсудите стадии горя: уровень интеллектуального развития позволяет это понять; опора на знания дает возможность хотя бы в чём-то чувствовать себя хозяином положения.
Проявите инициативу в организации и проведении классного часа, направленного на снижение чувства вины (не сказал, не сделал, обидел), с помощью психолога. Дети легче переживут потерю, если взрослые помогут передать родителям какие-то слова, вернуть вещи покойного.
Помогите ребёнку пережить утрату: позвольте плакать, говорите, что со временем горе пройдёт, а тёплые воспоминания останутся навсегда.
Устройте прощальную церемонию, установите на могиле памятный камень.
Составьте книгу памяти.
Посмотрите вместе мультфильм «Бэмби», «Все собаки попадают в рай», «Король Лев».
Не рассказывайте ребёнку про медикаментозное усыпление животного. Помните: смерть не равно сон.
В память об умершем животном посетите приют для животных, отнесите корм, средства гигиены.
Через какое-то время можно завести нового питомца (отправьтесь для этого в тот же приют), объяснив: это другое существо, не замена, оно выглядит по-другому, у него другой характер.
Детский и семейный психолог
Понравился материал? Расскажите другим