Наставничество в школьных проектах: для чего это нужно?

Кто может быть наставником, какова его роль в школьных проектах, и как выстроить с ним рабочий процесс, чтобы было комфортно детям и педагогу?

Историческое понятие наставничества — это отношения, в которых опытный и более сведущий человек помогает менее опытному и менее сведущему усвоить определенные компетенции. Этот механизм передачи знаний появился в древности, но остается актуальным и сейчас и активно используется для проектирования в школах.

Что наставник дает детям?


Наставник для школьной команды — это эксперт, который обладает компетенцией и технологией в рамках темы проекта. И такой специалист необходим не только для того, чтобы помочь ребенку решить какую-то задачу, но и чтобы реализовать его профессиональную пробу.

Благодаря наставничеству школьник может пообщается с человеком, который живет в профессии и знаком с ее особенностями, и с его помощью школьник может применить свои академические знания к реальной жизни. Чем больше профессиональных проб произойдет у ребенка, тем шире будет его кругозор. И тем больше вероятности, что он найдет свой путь.

Мы не выбираем того, чего не знаем


Наставничество позволяет научить технологиям, создать среду для изобретений и инноваций для детей, которые готовы к творчеству. Это очень глубокий механизм, у которого большая миссия по расширению кругозора и передачи из рук в руки не только опыта, но и целой картины мира.

Ребенок — заложник опыта, который есть у школы и у его семьи. Искусственно расширять свой кругозор ребенок еще не умеет, поэтому ему нужно помочь протоптать новые дороги и показать другую реальность.

Наставничество — это мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Обучение происходит в подходящей среде с реальным специалистом, который находится рядом, смотрит со стороны и дает обратную связь.

Кто такой наставник?


С одной стороны, наставник — это глубокий эксперт, который имеет узкоспециализированные профильные навыки (hard skills), обтесан годами опыта, прекрасно разбирается в своем деле.

С другой стороны, наставник должен иметь педагогические компетенции и транслировать ценностные ориентации — показать ценность профессии, передать свой опыт.

Есть разный уровень готовности консультировать детей. Поэтому важно обговорить, какой объем работы берет на себя наставник.


Уровни наставничества:

  1. Спикер — делится со школьниками своим образом мыслей, рассказывает про работу.

  2. Консультант — консультирует школьников по экспертным вопросам.

  3. Наставник — готов не только консультировать, но и сопровождать школьника с его проектом.


Для сопровождения проекта и мотивации школьников от наставника требуются педагогические компетенции: построить работу согласно уровню группы, быть активным слушателем, давать развивающую обратную связь, быть эмпатичным к ученикам.

Не каждый эксперт обладает педагогическими навыками и способен полноценно выполнять роль сопровождающего. Поэтому в схеме работы школьников и наставника велика роль педагога-тьютора. 

Как проектная команда работает с наставником, и какое место здесь занимает педагог?


Взаимодействие строится следующим образом: школьная команда придумывает проект и реализует его при сопровождении педагога в тьюторской позиции. Когда возникает задача, которую школьники не могут решить, тьютор помогает им сформировать осознанный запрос. Получив этот запрос, педагог ищет наставника с подходящими компетенциями.

Когда эксперт найден, педагог выступает в роли модератора между школьниками и наставником:

  • помогает ребятам озвучить свою проблему и задавать правильные открытые вопросы;

  • переводит «с русского на русский», если эксперт пользуется сложной терминологией;

  • следит за тем, чтобы эксперт держался в рамках нужной тематики.


Педагог знает детей, понимает их возможности, «говорит с ними на одном языке».

Когда есть эксперт и тьютор, выступающий посредником между ним и детьми, работа над проектом становится эффективной со всех сторон: педагогической, экспертной, эмоциональной.

Как привлечь наставника и выстроить сотрудничество?


Искать наставника может сам педагог среди знакомых или выйдя на отдел кадров подходящей компаний. Также вопрос может решаться на уровне директора или завуча — это задача, связанная с построением системы отношений с определенным видом организаций, которые соответствуют профилю школы (создание профильной среды).

Для привлечения компании на роль наставника необходимо продумать вопрос мотивации. Варианты, почему экспертам может быть интересно сотрудничать со школой:

  • кадровая политика — если еще в детстве у ребенка появился интерес к определенной профессии, то есть вероятность, что в будущем он захочет получить образование по этому направлению и станет специалистом;

  • социальная политика компании — ответственность за развитие района, где она находится;

  • «руки» стажеров на период летних каникул;

  • развитие корпоративного наставничества — сотрудничество может стать бартером: эксперт дает свои знания, а получает от педагога-тьютора педагогические компетенции.


Чтобы выстроить диалог с потенциальным наставником, необходимо сначала узнать ценности компании, понять, что у нее «болит», какие есть проблемные точки, связанные с кадрами, задавать открытые вопросы и слушать. А дальше предложить решение, как можно повлиять на ситуацию благодаря взаимодействию со школой.

Подведем итоги


Наставник помогает получить проектной команде недостающие компетенции, расширяет кругозор детей, делится не только своими знаниями, но и картиной мира, дает возможность получить профессиональную пробу. Совместно с педагогом-тьютором, который выполняет роль посредника или модератора, отвечает на осознанный запрос детей и помогает им получать высокие результаты в работе над проектом.

Статья создана на основе экспертных материалов, разработанных в рамках программы «Проектно-образовательных маршрутов в старшей школе «Старт Про», реализуемой Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего».

Алена Францкевич

руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделейhttps://vk.com/choicetutor

Теги:Внеурочная деятельность,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль