Не умеешь – научим. Как развить коммуникационные навыки?

Рассказали, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.

Каким станет человек будущего



		 Фотография: <a href="https://www.freepik.com/photos/people">People photo created by rawpixel.com - www.freepik.com</a>

Фотография: People photo created by rawpixel.com - www.freepik.com

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:

  • решать комплексные задачи;

  • думать критически;

  • творчески мыслить;

  • управлять людьми;

  • работать в команде;

  • распознавать эмоции коллег и свои, контролировать их;

  • формировать суждения и принимать решения;

  • ориентироваться на клиента и партнера;

  • вести переговоры;

  • быстро переключаться с одной задачи на другую.

«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».

Где нужны коммуникативные компетенции

Рабочая среда

Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.

В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.

«Ответственность и соблюдение сроков — серьезная поддержка в сфере бизнеса. Не забывайте предупреждать о форс-мажорах своих коллег и руководство, открыто обсуждайте проблемы, старайтесь вместе найти выход. Вам станут больше доверять, люди охотно будут идти на контакт даже после завершения проекта. Это поможет сформировать свой социальный капитал».

Сфера образования

В школах значимость коммуникативных навыков ничуть не меньше. Насколько комфортно ребенок будет ощущать себя в обществе, в основном зависит от семьи и первого учителя. Дошкольникам и ученикам начальных классов важно знать, что родители поддержат их в любых начинаниях.

«Когда к вам подходит малыш и протягивает свой рисунок, как бы вы ни были заняты, отвлекитесь, посмотрите ему в глаза, вместе разглядите картинку и оцените старания. Такой подход поможет развить его уверенность в себе. Иначе ребенок закроется. Действительно, зачем показывать взрослым что-то свое, если они все равно не обращают на тебя внимания».

Повседневная жизнь

Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.

Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.

Онлайн-коммуникация

Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.

Голосовые сообщения могут поставить человека в неловкое положение, особенно если он не дома. Поэтому старайтесь разговаривать с помощью текстовых, предварительно объединив их.

Как стать превосходным собеседником



		 Фотография: <a href="https://www.freepik.com/photos/man">Man photo created by gpointstudio - www.freepik.com</a>

Фотография: Man photo created by gpointstudio - www.freepik.com

Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:

1. Слушать.

Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.

«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».
2. Давать позитивную обратную связь.

Все любят, когда их хвалят, но не каждый готов к критике. Даже если вы вынуждены давать негативную оценку, сначала поблагодарите собеседника. Во время конструктивного обсуждения не переходите на личности.

3. Вести дискуссию.

В диалоге важно применять все, что было сказано в предыдущих пунктах. Фокус желательно держать на цели.

4. Поддержать другого.

Эмпатичность — самое полезное качество XXI века. Объяснить его значимость своему ребенку можно на личном примере. Вспомните, как вы поддержали его в тяжелой ситуации, и что он при этом чувствовал. Таким образом вы поможете закрепить причинно-следственную связь: когда нам сочувствуют — это приятно, значит и другие ждут от нас такого же обращения.

«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».
5. Разрешать конфликты.

Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.

Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.

Упражнения для развития коммуникативности



		 Фотография: <a href="https://www.freepik.com/photos/background">Background photo created by mindandi - www.freepik.com</a>

Фотография: Background photo created by mindandi - www.freepik.com

Записывать, слушать, анализировать

Развить талант красноречивого рассказчика поможет диктофон. Некоторые спикеры используют видеокамеру, чтобы посмотреть на себя со стороны. Запишите диалоги, в которые вступаете, а потом прослушайте. Отметьте тон, эмоциональную окраску, грамотность изложения. Наверняка найдутся неудачные предложения, поэтому в спокойной обстановке обдумайте, как можно их перефразировать, улучшить.

Зеркало

Перед важным событием сядьте перед зеркалом и понаблюдайте за своим отражением: как вы держите голову, владеете руками, мимикой и ногами, какая у вас осанка. Это очень действенное упражнение. После него вам будет проще держаться на публике.

Запоминать цитаты, интересные факты

Вы можете усилить свою речь поговорками и притчами. Если кто-то из собеседников с трудом выражает свои мысли, поддержите его увлекательной историей. Добавьте добрую шутку или анекдот, если это уместно. Так вы оживите беседу и сделаете ее более непринужденной.

Продай ручку

Недавно я использовала эту идею вместе с директорами по маркетингу. Нужно было сравнить два популярных производителя смартфонов. Сначала мы называли 5 преимуществ Samsung перед iPhone, а потом меняли их местами. Это упражнение только кажется простым. Зато оно очень полезно: вы научитесь аргументировать свою позицию и станете увереннее.

Улыбка

Улыбайтесь — даже когда разговариваете по телефону, набираете сообщение или слышите негатив со стороны собеседника. Проявите эмпатию. Искренность и доброта — ключ к душе любого человека. С улыбкой психологически будет комфортнее общаться в условиях стресса. Внутренняя напряженность сойдет на нет, а раздраженный оппонент вполне может подстроиться под ваш позитив и стать благосклоннее.

Формируем выдержку

Столкнувшись с агрессией, мысленно поместите себя в стеклянный купол. Одновременно представьте оппонента более позитивным, подумайте о его положительных качествах, пожелайте человеку добра, просто так, от души.

Правило трех «да»

Выстраивайте вопросы и фразы в начале разговора таким образом, чтобы человек трижды согласился. Это задаст беседе нужный тон и в случае необходимости поможет переубедить оппонента.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль