![photo](/_next/image/?url=https%3A%2F%2Fcdn.prosv.ru%2Ff9f2%2F304d%2Fb89e%2F0cb068c5-f9f2-304d-b89e-9169221c6116-resized-preview.webp&w=1920&q=75)
Алёна Ярошевич
пишущий редактор
Рассказали, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:
решать комплексные задачи;
думать критически;
творчески мыслить;
управлять людьми;
работать в команде;
распознавать эмоции коллег и свои, контролировать их;
формировать суждения и принимать решения;
ориентироваться на клиента и партнера;
вести переговоры;
быстро переключаться с одной задачи на другую.
Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.
В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.
В школах значимость коммуникативных навыков ничуть не меньше. Насколько комфортно ребенок будет ощущать себя в обществе, в основном зависит от семьи и первого учителя. Дошкольникам и ученикам начальных классов важно знать, что родители поддержат их в любых начинаниях.
Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.
Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.
Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.
Голосовые сообщения могут поставить человека в неловкое положение, особенно если он не дома. Поэтому старайтесь разговаривать с помощью текстовых, предварительно объединив их.
Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:
Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.
Все любят, когда их хвалят, но не каждый готов к критике. Даже если вы вынуждены давать негативную оценку, сначала поблагодарите собеседника. Во время конструктивного обсуждения не переходите на личности.
В диалоге важно применять все, что было сказано в предыдущих пунктах. Фокус желательно держать на цели.
Эмпатичность — самое полезное качество XXI века. Объяснить его значимость своему ребенку можно на личном примере. Вспомните, как вы поддержали его в тяжелой ситуации, и что он при этом чувствовал. Таким образом вы поможете закрепить причинно-следственную связь: когда нам сочувствуют — это приятно, значит и другие ждут от нас такого же обращения.
Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.
Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.
Записывать, слушать, анализировать
Развить талант красноречивого рассказчика поможет диктофон. Некоторые спикеры используют видеокамеру, чтобы посмотреть на себя со стороны. Запишите диалоги, в которые вступаете, а потом прослушайте. Отметьте тон, эмоциональную окраску, грамотность изложения. Наверняка найдутся неудачные предложения, поэтому в спокойной обстановке обдумайте, как можно их перефразировать, улучшить.
Зеркало
Перед важным событием сядьте перед зеркалом и понаблюдайте за своим отражением: как вы держите голову, владеете руками, мимикой и ногами, какая у вас осанка. Это очень действенное упражнение. После него вам будет проще держаться на публике.
Запоминать цитаты, интересные факты
Вы можете усилить свою речь поговорками и притчами. Если кто-то из собеседников с трудом выражает свои мысли, поддержите его увлекательной историей. Добавьте добрую шутку или анекдот, если это уместно. Так вы оживите беседу и сделаете ее более непринужденной.
Продай ручку
Недавно я использовала эту идею вместе с директорами по маркетингу. Нужно было сравнить два популярных производителя смартфонов. Сначала мы называли 5 преимуществ Samsung перед iPhone, а потом меняли их местами. Это упражнение только кажется простым. Зато оно очень полезно: вы научитесь аргументировать свою позицию и станете увереннее.
Улыбка
Улыбайтесь — даже когда разговариваете по телефону, набираете сообщение или слышите негатив со стороны собеседника. Проявите эмпатию. Искренность и доброта — ключ к душе любого человека. С улыбкой психологически будет комфортнее общаться в условиях стресса. Внутренняя напряженность сойдет на нет, а раздраженный оппонент вполне может подстроиться под ваш позитив и стать благосклоннее.
Формируем выдержку
Столкнувшись с агрессией, мысленно поместите себя в стеклянный купол. Одновременно представьте оппонента более позитивным, подумайте о его положительных качествах, пожелайте человеку добра, просто так, от души.
Правило трех «да»
Выстраивайте вопросы и фразы в начале разговора таким образом, чтобы человек трижды согласился. Это задаст беседе нужный тон и в случае необходимости поможет переубедить оппонента.
Понравился материал? Расскажите другим