Нет времени прочитать: стратегии для быстрого изучения материала

Вдумчивый читатель, чтобы охватить множество вопросов, сэкономить время и достичь своей цели использует различные стратегии чтения.

«Беглое чтение» — это не альтернатива «вдумчивому чтению», но способ предварительно узнать информацию, чтобы не потратить время на бесполезный источник.

Предварительный просмотр

Что это?

Предварительное изучение текста означает, что вы понимаете его смысл без чтения основной части.

Когда использовать стратегию?

Если вы еще не определились и должны решить, полезен ли источник для реализации ваших задач. Если вам необходимо получить общее представление о структуре статьи. А также чтобы найти нужную информацию, определить конкретные разделы текста, которые стоит прочитать внимательнее.

Инструкция

  1. Изучите название и данные об авторе (необходимы для ссылки на источник в случае дискуссии). 

  2. Прочитайте аннотацию или краткий реферат (если есть). 

  3. Приступите к изучению выделенных частей: основные заголовки, подзаголовки, резюме глав, любой выделенный текст. Просмотрите иллюстрации, графики, таблицы и диаграммы, а также их подписи, так как именно они обычно суммируют содержание глав. 

  4. Задержите внимание на первых предложениях каждого абзаца.

Обществознание. 8 класс. УчебникГринберг Руслан Семенович
Содержит обширный теоретической и фактический материал об экономической и культурно-информационной сферах жизни современного общества. Схемы и иллюстрации помогут лучше усвоить содержание, а памятки — правильно организовать работу. Особая роль отводится урокам-практикумам, позволяющим применить полученные знания в жизни.

Скимминг

Что это?

Скимминг подразумевает очень быстрое «пробегание» глазами большого объема текста. Скимминг позволяет уловить некоторые из основных идей, опуская детали. Это самая быстрая из стратегий, одна глава займет несколько минут.

Когда использовать?

Чтобы найти нужные разделы в большом объеме информации. Особенно полезно в источниках с плохой структуризацией, когда заголовков и подзаголовков мало, а графические элементы практически отсутствуют.

Инструкция

  1. Обращайте внимание на жирный шрифт и графические материалы. 

  2. Начинайте с первого абзаца и очень быстро проведите глазами по тексту. 

  3. Не читайте текст полностью; лучше пробегитесь по нескольким словам в каждом абзаце — например, прочтите первое и последнее предложения. 

  4. Ознакомьтесь с материалом для беглого чтения с помощью первой и второй стратегий прежде чем читать подробно. Так вы сосредоточитесь на сути источника и избежите ненужного информационного потока.

Сканирование

Что это?

Вы превращаетесь в «радар» и ищете определенную информацию в определенной части текста.

Когда использовать?

Если нужно найти конкретную информацию (тезис, ответ на вопрос, определение, мнение) в большом объеме письменных материалов.

Инструкция

  1. После обзорного чтения и скимминга вы уже определили разделы текста, которые вам необходимо прочитать. 

  2. Начните сканирование, позволяя глазам быстро перемещаться по странице. 

  3. Как только ваш взгляд уловит важное слово или фразу, остановитесь и внимательно прочитайте соответствующий раздел.. 

  4. Помните, что сканирование не заменяет тщательного чтения и должно использоваться только для быстрого поиска материала.

Обществознание. 9 класс. Учебник Гаман-Голутвина О.В., Корсун Р.П., Соболева О.Б.
Учебник продолжает курс обществознания основной школы. Содержит обширный теоретической и фактический материал о социальной и политической сферах жизни современного общества, перспективах его развития. Методический аппарат предлагает разноуровневые вопросы и задания для индивидуальной и коллективной работы, учит работать с информацией.

Интенсивное чтение

Что это?

Интенсивное, вдумчивое чтение — это подробное, целенаправленное изучение важных частей, страниц или целых глав.

Когда использовать?

Когда вы уже предварительно просмотрели материал и применили методы 1-3, чтобы найти нужные разделы. Теперь можно замедлиться и внимательно изучить текст.

Инструкция

  1. Начните с самого первого предложения. Подчеркивайте незнакомые слова или фразы (не в библиотечных книгах!), но не останавливайте чтение. Если текст относительно простой, подчеркните или выделите вывод, сделайте краткие заметки.

  2. Будьте внимательны к основным идеям. В каждом абзаце должна содержаться главная информация, часто ее можно найти в тематическом предложении (обычно это первое или последнее предложение).

  3. Когда закончите, вернитесь к незнакомой лексике. Поищите термины в словарях (удобно делать это на DIC Academic) . Если значение фразы все еще ускользает от вас, оставьте термин и продолжите чтение. Возможно, когда вы изучите весь текст целиком, смысл станет яснее. Не стесняйтесь спрашивать у педагога или коллег.

  4. Запишите библиографическую информацию и номера страниц (это поможет оперативно искать аргументы в случае сомнений оппонентов).

Чтение научных материалов, необходимых для поиска информации, требует определенных навыков. «Не пытайтесь объять необъятное» — вполне рациональный совет. Для качественной подготовки к занятию или выступлению в Дискуссионном клубе всегда держите в голове цель вашего чтения, выделяя только самую важную информацию.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Обществознание,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль