Компетенции учителя физики в законе «Об образовании»
Закон закрепляет равные права граждан в получении образования, а также обязанности и свободы образовательных организаций и преподавателей. В статье 28 прописаны важные компетенции, оставленные школам и педагогам:
Разработка программ (никто лучше учителя не знает особенности, возможности и интересы учеников конкретной школы).
Выбор учебников (но, увы, возможности ограничены Федеральным перечнем и бюджетом организации).
Контроль успеваемости учеников и проведение промежуточных аттестаций (здесь нужно помнить, что все ведет к итоговой аттестации, которую разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений).
Выбор соотношения традиционных и цифровых материалов (речь идет о переходе на ЭФУ и сотрудничестве с площадками электронного обучения).
Организация научно-методических мероприятий (конференций, семинаров).
Создание и ведение официального сайта школы (через сайт можно транслировать новости организации и вести методическую работу).
Отдельно нужно сказать про выбор учебников и Федеральный перечень. Закон позволяет закупать за бюджетные средства учебные пособия, не вошедшие в ФП. Конечно, необходимо обоснование, но хорошее усвоение материала — уже веский довод. Подтверждает правомерность таких трат статья закона 35. Кроме того, в 2018 году было утверждено письмо Минобрнауки России № 08-1211, в котором уточняется, что рабочие тетради тоже являются учебными пособиями.
Требования ФГОС к предмету «Физика»
Актуальные стандарты достаточно абстрактны, однако в целом они охватывают все то, что следует знать и уметь современному выпускнику. Вот что должны дать ребенку естественно-научные предметы:
Представления о целостной научной картине мира.
Понимание важнейшей роли науки в становлении и развитии человечества.
Практические умения в решении задач через научные подходы.
Умение выдвигать и доказывать гипотезы.
Способность применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни.
Понимание ответственности человека за состояние окружающей среды.
Экологическое мышление (через экосистемную познавательную модель).
Понимание важной роли концепции устойчивого развития.
Умение безопасно использовать лабораторное оборудование, оценивать результат работы.
Трудности работы учителя в Концепции преподавания и Профессиональном стандарте
Концепция преподавания предмета «Физика» была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 642 в декабре 2016 года. Она представляет собой систему взглядов на то, для чего и каким образом, в каких направлениях должно развиваться естественно-научное образование в России. Концепция напоминает о важном месте предмета «Физика» в современной системе обучения и развития детей. Также в документе указаны и проблемы преподавания: такие как отсутствие мотивации учеников, кадровый вопрос, недоработки в содержании и методиках.
Отметим, что среди проблем упоминается разрыв в изучении естественно-научных дисциплин в 5-6 классах. Корпорация «Российский учебник» предлагает решение этого вопроса. Среди наших изданий есть учебник «Естествознание» А.Е. Гуревича, призванный сохранить преемственность естественно-научного просвещения и сформировать мотивацию к изучению физики и химии.
Также мы стараемся помочь педагогам в реализации одного из основных требований профессионального стандарта. В нем, как и в законе «Об образовании», говорится о проектировании учебных программ. То есть каждый преподаватель физики должен уметь их составлять. Мы предлагаем в качестве основ и источников идей авторские разработки от создателей учебников и общие методические рекомендации.