
Борисова Оксана Феликсовна
Кандидат педагогических наук, член правления ММА, автор статей и методических пособий, соавтор Примерной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори»
С чего начать организацию работы инклюзивной группы? На какие документы и акты опираться? Какую документацию должен вести педагог-дефектолог?
Во всем мире при создании инклюзивных групп опираются на важные международные правовые документы, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и многие другие. Хорошей практикой будет иметь все эти общие документы под рукой в вашей образовательной организации и изучать их вместе с педагогическим составом.
Федеральные документы Российской Федерации закрепляют право детей с ОВЗ на получение образования. В рамках Национального проекта «Образование» до 2024 года реализуется Федеральный проект «Новые возможности для каждого», в котором запланированы основные направления работы по созданию релевантных условий для детей с ОВЗ.
Отдельного внимания заслуживает недавний Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».
Документ вносит ясность во многие аспекты организации образовательной работы. Согласно этому приказу, содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Если вы планируете организовать инклюзивную группу, то в первую очередь должны быть разработаны локальные акты деятельности педагогов и ваших групп. Следующий шаг — создание локальных актов, касающихся приема детей в образовательное учреждение. Последнее — организация психолого-педагогического сопровождения, создание комфортной среды и организация коррекционной работы.
Локальные акты ДОУ по организации работы инклюзивных групп:
устав,
положения,
приказы,
договоры.
Образовательная и коррекционная деятельность:
ООП — основная образовательная программа;
АООП — адаптированная основная образовательная программа (для групп с какой-то одной особенностью здоровья);
АОП — адаптированная образовательная программа;
ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут;
ИОМ — это документ, регламентирующий форму организации обучения, основанной на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей детей.
Все эти документы утверждаются приказом руководителя учреждения.
Также необходимо предусмотреть основные положения, такие как: прием детей с учётом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии и для ребенка с инвалидностью — индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.
Для первичного приема в детский сад родителю (законному представителю) ребенка потребуется подать личное заявление, а также предъявить:
оригинал документа, удостоверяющего личность родителя;
оригинал свидетельства о рождении ребенка;
документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания;
медицинское заключение.
Дети могут поступить в образовательное учреждение только с заключением психолого-педагогической комиссии. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
После приема документов детский сад должен заключить с родителями ребенка договор по программам дошкольного образования. Зачислить ребенка в детский сад обязаны в течение 3 рабочих дней после заключения договора.
Еще до поступления ребенка нам надо выяснить, какие проблемы со здоровьем он испытывает, чтобы понимать, как и по какой программе выстраивать работу, и как будет проходить адаптация. Все эти аспекты необходимо прописать в договоре.
Их работа регулируется документами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Комиссия проходит на уровне города или района, консилиум — в рамках образовательной организации.
Задачи ПМПк:
Всестороннее обсуждение проблем ребенка с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
Документация:
план работы ПМПк;
протоколы заседаний ПМПк;
протоколы первичных представлений на ПМПк;
педагогическая характеристика;
направление на городской (районный) консилиум;
заключение ПМПк;
программа индивидуальной работы специалиста ПМПк.
В инклюзивной группе работают специально обученные воспитатели. Не каждый педагог может работать с детьми с ОВЗ.
Педагоги инклюзивных групп:
воспитатель,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог,
инструктор по адаптивной физкультуре,
тьютор.
Ежедневный дневник наблюдений за каждым ребенком во время свободной деятельности (сетка по детям). Ежедневный анализ дня — свободной деятельности, общих занятий и других видов деятельности, а также ежемесячный анализ динамики развития детей группы.
Дневники-характеристики на каждого ребенка — свободный текст в соответствии с примерным планом ведется в течение всего времени пребывания ребенка в ОУ — от яслей до выпуска из школы, дополнения и изменения вносятся периодически, 1-2 раза в год, а при необходимости и чаще.
План на год — разбивка по месяцам на основные познавательные блоки; работа по развитию и совершенствованию среды, групповые и индивидуальные встречи с родителями, походы, праздники и т.п., работа по самообразованию. Ежемесячно в годовом плане добавляется разбивка образовательных тем по неделям, по завершении недели проводится анализ выполнения — цветными текстовыделителями.
Кандидат педагогических наук, член правления ММА, автор статей и методических пособий, соавтор Примерной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори»
Понравился материал? Расскажите другим