
Юлия Позднякова
Психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, эксперт по трансформации негативных состояний
И что делать, если на ваш интерес к его делам он отвечает «норм».
В 10-12 лет мир ребёнка быстро расширяется: новые друзья, первые влюблённости, бесконечные рилсы и компьютерные игры становятся важнее учебников. И вопрос «Как дела в школе?» может восприниматься как контроль. Отсюда желание отгородиться, выстроить границы, защитить свой мир.
Но что, если сменить тактику? Не проверять «отчётность», а по-настоящему подключиться к вселенной своего ребёнка. И да, это не только возможно, но и может стать самым увлекательным приключением вашего родительства!
Интересуйтесь социальной жизнью ребёнка — самым важным ресурсом в этом возрасте. Показывайте, что вам важны не только оценки, а его чувства и отношения с людьми. Это основа доверия.
Кто в вашем классе главный заводила и почему его считают крутым? А ты что думаешь по этому поводу? (Вместо сухого «С кем ты дружишь?»).
Кого бы ты точно не пригласил на день рождения? (Кстати, иногда помогает узнать о скрытых конфликтах безопасно).
Какая самая смешная / странная / неловкая история приключилась у вас в школе за последнее время? (Помогает говорить о чувствах через историю другого).
Если бы про ваш класс снимали сериал, в каком бы жанре он был? Кто из ребят мог бы сыграть роль, к примеру, сыщика, изобретателя, оптимиста или дипломата? (Узнаете, какие качества он ценит в людях и как воспринимает социальную иерархию в классе).
Что считается сейчас «изменой» в дружбе? Можно ли рассказывать чужие секреты, если очень хочется? (Поднимает тему моральных дилемм и личных границ).
Услышав имя «проблемного» одноклассника, не спешите с осуждением («Я же тебе про него говорила!»). Спросите: «И как ты сам к этому относишься?» — это даст гораздо больше информации, чем любое наставление.
Помогите ребёнку снизить тревожность, увидеть в учёбе не систему долженствований, поощрений и наказаний, а возможности для развития.
Если бы ты мог навсегда отменить один школьный предмет, то какой? А какой сделать вдвое чаще? (Показывает истинные интересы и помогает узнать, с какими учителями хочется общаться чаще).
У какого учителя, по-твоему, самая трудная работа и почему? (Развивает эмпатию и позволяет увидеть учителей как живых людей).
Какая тема на этой неделе была самой сложной? Ты сам с ней справился или пришлось просить помощи? (Легализует право на ошибку, смещает фокус с результата на процесс).
Представь, что тебе нужно объяснить младшему брату / сестре (или даже мне!), почему вот эта школьная тема важна в жизни. С чего бы ты начал? (Развивает умение выделять главное, незаметно проверяет глубину понимания предмета).
Представь, что ты директор школы. Какие школьные правила ты изменил бы в первую очередь? А что, может, и справедливо? (Даёт безопасный канал для выражения протеста и учит критическому мышлению).
Когда ребёнок жалуется на учителя или предмет, не соглашайтесь сразу: «Да, он у вас ужасный!». Спросите: «А что именно в его поведении / требованиях тебя выводит из себя?». Это поможет ребёнку самому анализировать свои эмоции, а не просто злиться.
Признать значимость увлечений ребёнка — значит признать значимость его личности. Это единственный способ стать его союзником в вопросах цифровой гигиены и безопасности, а не врагом, который пытается разрушить его мир.
Покажи того блогера / стримера, которого ты смотришь. Чему у него можно научиться? Тоже хочу быть в тренде. (Помогает увидеть в блогерах не только развлечение, но и пользу.)
Расскажи про свою любимую игру. Что в ней самое интересное? Любопытно, почему она тебя так увлекает. (Позволяет ребёнку побыть в роли эксперта).
Если бы на телефон можно было скачать только три приложения, какие бы ты выбрал(-а)? (Заставляет оценить, что на самом деле важно).
Я иногда замечаю, что слишком завис(-ла) в телефоне. А у тебя бывает такое чувство? Что ты обычно делаешь, когда понимаешь, что уже хватит? (Учит саморефлексии и подводит к осознанному использованию гаджетов).
В интернете иногда встречаются неприятные люди. Если бы кто-то чужой начал тебя грузить или выводить на эмоции, ты знаешь, что можно сделать? (Профилактика кибербуллинга: в спокойной обстановке можно обсудить алгоритм действий на случай конфликта в сети).
Ваша позиция в этих разговорах — «любопытный друг», а не проверяющий. Искренне интересуйтесь ответами, не переубеждайте и не оценивайте: «О, интересно! А как это работает?», «Я бы никогда не догадался!». Так вы получите не односложный ответ, а настоящую экскурсию в его вселенную.
Помогите ребёнку признавать и называть его чувства. Этот навык — лучшая профилактика тревожности, агрессии и замкнутости. Так он учится понимать: «Со мной всё в порядке, я просто злюсь / грущу / боюсь».
Что было сегодня самым ярким моментом? А самым неприятным? (Техника «роза и шип» структурирует день и учит рефлексии).
О чём ты обычно думаешь перед тем как заснуть? (Можно узнать о скрытых тревогах или, наоборот, о мечтах).
Было ли на этой неделе что-то, о чём ты пожалел? Хотел бы ты иметь возможность это исправить? (Помогает проживать опыт и учиться на ошибках, не застревая в чувстве вины).
Что тебя может вывести из себя за 5 секунд? А что, наоборот, быстро успокаивает? (Помогает составить его личную «инструкцию по эксплуатации» и вам, и ему самому).
Какой комплимент / похвала за последнее время тебя по-настоящему зацепил? А какой показался пустым? (Помогает понять его систему ценностей и потребность в признании).
Называйте чувства ребёнка сами, если он не может. «Похоже, это тебя очень разозлило», «Я бы на твоем месте, наверное, испугался». Это даёт ему язык для описания внутреннего мира.
Помогите ребёнку в формировании его идентичности, выстраивании собственного фундамента и системы ценностей.
Какое качество в человеке ты считаешь самым ценным? А какое — самым отталкивающим? (Прямой вопрос о формирующейся системе координат).
Если бы у тебя была суперсила, что бы ты изменил в нашем городе / школе? (Вопрос о социальной ответственности и видении проблем).
На кого из известных людей или персонажей ты хотел бы быть похожим? Какое его качество тебе нравится? (Проясняет идеалы и ориентиры).
Что важнее: быть правым или быть добрым? Честным или вежливым? Богатым или знаменитым? (Учит работать с моральными дилеммами, где нет однозначного ответа).
Какое своё достижение за последний год ты считаешь самым крутым? И это не обязательно про учёбу! (Смещает фокус с результата на личный рост и усилия).
На «большие» вопросы часто нет быстрых ответов. Можно сказать: «Это сложная тема. Давай порассуждаем вместе». Это показывает, что вы не претендуете на истину в последней инстанции, а готовы к диалогу на равных.
Психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, эксперт по трансформации негативных состояний
Понравился материал? Расскажите другим