О чём поговорить с ребёнком кроме «Как дела в школе?»

И что делать, если на ваш интерес к его делам он отвечает «норм».

Основное изображение

В 10-12 лет мир ребёнка быстро расширяется: новые друзья, первые влюблённости, бесконечные рилсы и компьютерные игры становятся важнее учебников. И вопрос «Как дела в школе?» может восприниматься как контроль. Отсюда желание отгородиться, выстроить границы, защитить свой мир.

Но что, если сменить тактику? Не проверять «отчётность», а по-настоящему подключиться к вселенной своего ребёнка. И да, это не только возможно, но и может стать самым увлекательным приключением вашего родительства!

25 тем для разговора, которые помогут наладить контакт

Про друзей и даже врагов — вместо «Как там одноклассники?»

Интересуйтесь социальной жизнью ребёнка — самым важным ресурсом в этом возрасте. Показывайте, что вам важны не только оценки, а его чувства и отношения с людьми. Это основа доверия.

  • Кто в вашем классе главный заводила и почему его считают крутым? А ты что думаешь по этому поводу? (Вместо сухого «С кем ты дружишь?»).

  • Кого бы ты точно не пригласил на день рождения? (Кстати, иногда помогает узнать о скрытых конфликтах безопасно).

  • Какая самая смешная / странная / неловкая история приключилась у вас в школе за последнее время? (Помогает говорить о чувствах через историю другого).

  • Если бы про ваш класс снимали сериал, в каком бы жанре он был? Кто из ребят мог бы сыграть роль, к примеру, сыщика, изобретателя, оптимиста или дипломата? (Узнаете, какие качества он ценит в людях и как воспринимает социальную иерархию в классе).

  • Что считается сейчас «изменой» в дружбе? Можно ли рассказывать чужие секреты, если очень хочется? (Поднимает тему моральных дилемм и личных границ).

Услышав имя «проблемного» одноклассника, не спешите с осуждением («Я же тебе про него говорила!»). Спросите: «И как ты сам к этому относишься?» — это даст гораздо больше информации, чем любое наставление.

Про школу без давления — вместо «А почему не пять?»

Помогите ребёнку снизить тревожность, увидеть в учёбе не систему долженствований, поощрений и наказаний, а возможности для развития.

  1. Если бы ты мог навсегда отменить один школьный предмет, то какой? А какой сделать вдвое чаще? (Показывает истинные интересы и помогает узнать, с какими учителями хочется общаться чаще).

  2. У какого учителя, по-твоему, самая трудная работа и почему? (Развивает эмпатию и позволяет увидеть учителей как живых людей).

  3. Какая тема на этой неделе была самой сложной? Ты сам с ней справился или пришлось просить помощи? (Легализует право на ошибку, смещает фокус с результата на процесс).

  4. Представь, что тебе нужно объяснить младшему брату / сестре (или даже мне!), почему вот эта школьная тема важна в жизни. С чего бы ты начал? (Развивает умение выделять главное, незаметно проверяет глубину понимания предмета).

  5. Представь, что ты директор школы. Какие школьные правила ты изменил бы в первую очередь? А что, может, и справедливо? (Даёт безопасный канал для выражения протеста и учит критическому мышлению).

Когда ребёнок жалуется на учителя или предмет, не соглашайтесь сразу: «Да, он у вас ужасный!». Спросите: «А что именно в его поведении / требованиях тебя выводит из себя?». Это поможет ребёнку самому анализировать свои эмоции, а не просто злиться.

Про его / её цифровую крепость — вместо «Опять в телефоне?!»

Признать значимость увлечений ребёнка — значит признать значимость его личности. Это единственный способ стать его союзником в вопросах цифровой гигиены и безопасности, а не врагом, который пытается разрушить его мир.

  • Покажи того блогера / стримера, которого ты смотришь. Чему у него можно научиться? Тоже хочу быть в тренде. (Помогает увидеть в блогерах не только развлечение, но и пользу.)

  • Расскажи про свою любимую игру. Что в ней самое интересное? Любопытно, почему она тебя так увлекает. (Позволяет ребёнку побыть в роли эксперта).

  • Если бы на телефон можно было скачать только три приложения, какие бы ты выбрал(-а)? (Заставляет оценить, что на самом деле важно).

  • Я иногда замечаю, что слишком завис(-ла) в телефоне. А у тебя бывает такое чувство? Что ты обычно делаешь, когда понимаешь, что уже хватит? (Учит саморефлексии и подводит к осознанному использованию гаджетов).

  • В интернете иногда встречаются неприятные люди. Если бы кто-то чужой начал тебя грузить или выводить на эмоции, ты знаешь, что можно сделать? (Профилактика кибербуллинга: в спокойной обстановке можно обсудить алгоритм действий на случай конфликта в сети).

Ваша позиция в этих разговорах — «любопытный друг», а не проверяющий. Искренне интересуйтесь ответами, не переубеждайте и не оценивайте: «О, интересно! А как это работает?», «Я бы никогда не догадался!». Так вы получите не односложный ответ, а настоящую экскурсию в его вселенную.

Про чувства и тревоги — самое важное!

Помогите ребёнку признавать и называть его чувства. Этот навык — лучшая профилактика тревожности, агрессии и замкнутости. Так он учится понимать: «Со мной всё в порядке, я просто злюсь / грущу / боюсь».

  • Что было сегодня самым ярким моментом? А самым неприятным? (Техника «роза и шип» структурирует день и учит рефлексии).

  • О чём ты обычно думаешь перед тем как заснуть? (Можно узнать о скрытых тревогах или, наоборот, о мечтах).

  • Было ли на этой неделе что-то, о чём ты пожалел? Хотел бы ты иметь возможность это исправить? (Помогает проживать опыт и учиться на ошибках, не застревая в чувстве вины).

  • Что тебя может вывести из себя за 5 секунд? А что, наоборот, быстро успокаивает? (Помогает составить его личную «инструкцию по эксплуатации» и вам, и ему самому).

  • Какой комплимент / похвала за последнее время тебя по-настоящему зацепил? А какой показался пустым? (Помогает понять его систему ценностей и потребность в признании).

Называйте чувства ребёнка сами, если он не может. «Похоже, это тебя очень разозлило», «Я бы на твоем месте, наверное, испугался». Это даёт ему язык для описания внутреннего мира.

Про будущее и «большие мысли»

Помогите ребёнку в формировании его идентичности, выстраивании собственного фундамента и системы ценностей.

  • Какое качество в человеке ты считаешь самым ценным? А какое — самым отталкивающим? (Прямой вопрос о формирующейся системе координат).

  • Если бы у тебя была суперсила, что бы ты изменил в нашем городе / школе? (Вопрос о социальной ответственности и видении проблем).

  • На кого из известных людей или персонажей ты хотел бы быть похожим? Какое его качество тебе нравится? (Проясняет идеалы и ориентиры).

  • Что важнее: быть правым или быть добрым? Честным или вежливым? Богатым или знаменитым? (Учит работать с моральными дилеммами, где нет однозначного ответа).

  • Какое своё достижение за последний год ты считаешь самым крутым? И это не обязательно про учёбу! (Смещает фокус с результата на личный рост и усилия).

На «большие» вопросы часто нет быстрых ответов. Можно сказать: «Это сложная тема. Давай порассуждаем вместе». Это показывает, что вы не претендуете на истину в последней инстанции, а готовы к диалогу на равных.

Переходный возраст — это не испытание, а возможность построить с ребёнком новые, более глубокие и взрослые отношения. Начните с одного неформального вопроса, и вы удивитесь, как много нового откроете в своём уже не маленьком и таком интересном человеке!
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Юлия Позднякова

Психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, эксперт по трансформации негативных состояний

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль