Обучение через сотрудничество: итоговый проект школьника

Ученики основной школы создают проект в течение одного года, а старшеклассники могут проводить проектную работу на протяжении двух лет.

Документы, регламентирующие проектную деятельность в школе

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Вот что говорится во ФГОС ООО про физику:

  1. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики.

  2. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

  3. Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений.

  4. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.

Индивидуальный проект дети выполняют в течение одного или двух лет в рамках времени, специально отведенного учебным планом. Работа должна быть представлена в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Требования к организации проектной деятельности

  1. Ученики самостоятельно выбирают тему проекта.

  2. Совместно с руководителем дети разрабатывают план реализации проекта.

  3. На основании письменного заявления руководителем и консультантом индивидуального итогового проекта могут стать педагогические работники, родители или законные представители, сотрудники различных организаций по профилю проекта.

  4. Публичная защита проекта обязательна.

  5. Школьник может начать работу над проектом с 5 класса.

Проблема проекта. Зачем я делаю этот проект?

  • крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;

  • ситуация, требующая разрешения;

  • противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.

Проблема — это противоречие, разрешение которого является целью проекта. Проблемой может быть противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Тема проекта

Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Требования к формулировкам тем

Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. В научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту.

Типичные ошибки при формулировке тем

  • Слишком объемная, выходящая за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная (типа: Влияние света на живые организмы).

  • Слишком узкая, не отражающая полностью содержание работы.

  • Не соответствующая содержанию работы.

  • Слишком «бойкая», журналистская (например, Алкоголизм и курение — скажи «Нет!»)

Цель проекта — планируемый результат

  • начинается всегда с существительного;

  • идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности;

  • то, чего вы хотите достичь в ходе работы каким представляете конечный результат.

Цель лучше формулировать как результат, а не как процесс, поэтому начинать со слов, обозначающих какое-то действие, не стоит: исследование, изучение, выявление, создание условий для доказательство, обоснование, определение, выяснение, установление, сравнение, обобщение, разработка.

При формулировании цели нужно ответить на вопрос: «Что вы хотите получить в результате проекта?»

Задачи проекта

Начинать важно всегда с глагола. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Задачи показывают, что вы собираетесь делать: изучить, описать, установить, найти, сделать вывод, подготовить, определить роль, составить, вывести формулу, охарактеризовать, создать, обеспечить, провести, выполнить.

При определении каждой задачи нужно задать вопрос: «Зачем мы это делаем?»

Актуальность темы

Актуальность – (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность – степень ее важности в настоящий момент и в конкретной ситуации для решения проблемы (задачи, вопроса).

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого проекта. Объяснение актуальности должно быть кратким, главное – показать суть проблемной ситуации.

В чем задачи учеников?

  1. Доказать актуальность проблемы.

  2. Проанализировать различную информацию.

  3. Создать план деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).

Что оцениваем?

  1. Процесс подготовки проекта. Когда ребенок выбрал тему, он намечает план, по которому будет реализовывать свой проект. Во многих учреждениях ведутся журналы с этапами реализации проекта и датами.

  2. Результат проекта.

  3. Оформление результата проекта. Это может быть письменная работа с введением, основной частью и подведением итогов.

  4. Защиту проекта.

Пример исследования на уроке

Мини-исследования могут проходить прямо на уроках. Например, какой-то закон можно не просто рассказать и показать, а дать детям возможность вывести его самим:

1. Исходная ситуация: обнаружено, что разные математические маятники имеют различные значения периода колебаний;

2. Формулирование познавательной задачи: от каких физических величин, характеризующих маятник, зависит период его колебаний?

3. Гипотезы:

  • от массы груза;

  • от длины нити;

  • от амплитуды колебаний.

4. Формулирование задачи под каждую гипотезу: зависит ли?

5. Идея экспериментов под каждую задачу. Эксперименты выполняются группами

учащихся.

  • зависимость от массы груза: не меняя длину нити, меняем массу подвешенных грузов;

  • от длины нити;

  • от амплитуды.

6. Реализация эксперимента под каждую задачу.

7. Формулирование частных выводов. Например: при длине нити 16 см период колебаний не зависит от массы груза.

8. Уточнение познавательной задачи Каков вид зависимости периода колебаний от длины нити? Перестраиваем график.

9. Вывод: для данного маятника период колебаний пропорционален корню из его длины.

10. Общий вывод: период колебаний нитяного маятника прямо пропорционален корню из его длины.

Интернет-ресурсы для проектов и исследований

photo
Пешкова Анна Вячеславовна

к. пед. н., зав. кафедрой естественно-научного образования ИРО Ярославской области

Теги:Физика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль