Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий

Кандидат педагогических наук Ирина Хомякова рассказала, что закладывает основу продуктивной читательской деятельности.

Что такое читательская грамотность

Для начала охарактеризуем общую читательскую грамотность. Она включает в себя:

  • Понимание и выражение эмоционально-экспрессивной оценки прочитанного или прослушанного.

  • Содержательный анализ текста.

  • Рефлексивный анализ, выбор информации для собственных познавательных и жизненных целей.

Смысловое чтение способствует развитию и применению в учебном процессе этих навыков. Ребенок, который освоил смысловое чтение, становится более активным на всех уроках в начальной школе, а также получает базу для успешного изучения литературы на следующих этапах обучения.


Универсальные действия, которые формируются при освоении смыслового чтения

Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России в XIX веке, выделил два направления участия ребенка в процессе обучения: активное и пассивное. Задача современных педагогов их объединить. Важно, чтобы ребенок был увлечен, буквально заворожен процессом чтения, но при этом умел найти в изученном тексте любую информацию, необходимую для учебного процесса. В этом и есть основная нагрузка термина «смысловое»: восприятие, понимание и последующая интерпретация текста – фактически противоположность механическом чтению. Именно такое чтение обеспечивает решение учебно-познавательных задач.

5 групп универсальных учебных действий с текстом при освоении смыслового чтения:

  1. Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).

  2. Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию; формулирование вопросов по содержанию самим учеником; сравнение разных текстов).

  3. Интерпретация (представление содержания по заголовку, теме и иллюстрациям; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).

  4. Восстановление (анализ нарушенного изложения, восстановление логики и исправление).

  5. Воспроизведение (выявление главной смысловой части и микротем частей материала; составление плана текста; определение ключевых слов для каждой части; пересказ).


Что способствует развитию мотивированного чтения

Мотивация помогает сформировать у ребенка осознанность. Развитию мотивированного чтения способствуют:

  • Шмутц-титул (он есть практически во всех новых учебниках).

  • Задания, озвученные до изучения текста.

  • Задание на осмысление прочитанного.

  • Необходимость сделать самостоятельный вывод.

В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Тетрадь-тренажер. 1 класс Мишакина Т.Л., Мишакин Д.А.
Пособие предназначено для формирования навыка смыслового чтения, необходимого при освоении всех учебных предметов. Разнообразные вопросы к текстам помогут первоклассникам сформировать умение выборочного чтения для выполнения творческих заданий и закрепления основных понятий литературного чтения. Адресуется учащимся первых классов, педагогам, родителям.
Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Тетрадь-тренажер. 2 класс Мишакина Т.Л., Гладкова С.А.
Тренажёр предназначен для формирования навыка смыслового чтения и закрепления литературных понятий, изучаемых во 2 классе. Систематическая работа с текстами и заданиями к ним поможет учителю в формировании читательской грамотности второклассников — способности понимать и использовать письменную речь в разнообразии её форм. Это умение позволит школьникам в дальнейшем самостоятельно заниматься чтением для получения актуальной информации и расширения своих знаний по разным учебным предметам.
Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Тетрадь-тренажер. 3 класс Мишакина Т.Л., Мишакин Д.А.
Пособие предназначено для формирования навыка смыслового чтения, необходимого при освоении всех учебных предметов. Разнообразные вопросы к текстам помогут третьеклассникам сформировать умение выборочного чтения для выполнения творческих заданий и закрепления основных понятий литературного чтения. Адресуется учащимся третьих классов, педагогам, родителям.


Примеры заданий на проверку эффективности смыслового чтения

Смысловое чтение – это изучение не только художественных и фольклорных текстов, но также научных материалов и даже математических задач. Примеры заданий по литературному чтению:

Переделай текст, чтобы рассказ был от первого лица (будто ты воробей). Воробей прыгает по лужице. Хвостик распушил, перышки взъерошил. Погода хорошая. Вот он и чирикает: Чик-чирик!

Придумай два разных математических текста с разными вопросами по предложенной информации. Тема: определение стоимости. Объекты: игры, игрушки. Числовые данные: 1300 руб.


Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учеников. Дети с холерическим типом темперамента читают текст быстрее, чем ученики с флегматическим темпераментом. При этом второй тип понимает текст тоньше и глубже.

– Дайте им возможность потратить больше времени на выполнение задания. И тогда, окончив школу, свои золотые медали дети понесут даже не родителям, а вам, понимая, что ваша поддержка на начальном этапе дала роскошный старт для продолжения обучения.

Не стоит забывать и про выразительность чтения, что также предусматривает большую кропотливую работу. Каждому человеку следует уметь выражать свои мысли не только логично, но и красиво. Литературное чтение должно работать на такую ценность как общение людей.

Хомякова Ирина Семеновна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Теги:Начальное общее образование,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль