Методика диагностики, развития и коррекции зрительного восприятия у дошкольников

Учитель-дефектолог Элеонора Кулешова рассказала о трудностях зрительного восприятия и представила методы диагностики и профилактики патологий.

Проявления нарушений зрительных функций

Дети с нарушением зрения делятся на подкатегории, и дефектологи работают не с диагнозами, а со схожими состояниями. Так, существует очень разнообразная подгруппа «Слепые дети». В нее, в том числе, входят ребята, которые имеют остаточное зрение, позволяющее выявить все основные признаки объекта (цвет, величину, форму, пространственные характеристики). Обучение в рамках подгруппы «Слепые дети» проводится по осязательной системе Брайля.

Представители другой подгруппы — «Слабовидящие дети» — учатся на основе печатных пособий, но нуждаются в организации особых условий для зрительного восприятия. Им требуются хорошо подобранные учебные материалы, больше времени на рассматривание объектов, в целом внимание со стороны взрослых к их проблемам со зрением. Педагоги и родители часто не понимают важность организации необходимых условий и допускают грубейшие ошибки — например, принуждают снимать очки на уроке физкультуры, заботясь о сохранности очков, но не зрительного восприятия ребенка.

Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения:

  • Трудности при опознавании рисунков, предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).

  • Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение зрительного восприятия.

  • Трудности визуального восприятия элементов и геометрических параметров формы.

  • Затруднения при глазомерной оценке пропорций, протяженности, расстояний.

  • Нарушение дифференциальной чувствительности контрастности цветов.

Методики диагностики

Примеры тестов для выявления особенностей зрительного восприятия:

«Овощи и фрукты» для детей 5-7 лет

  • Цель: проверка ассоциативного различия цветов разного качества-тона.

  • Материалы: таблица с 5 изображениями фруктов и овощей, разноцветные карточки.

  • Инструкция ребенку: подбери подходящую карточку.

«Найди одинаковые фигуры» для детей 6-7 лет

  • Цель: определение способностей зрительного различия форм.

  • Материал: бланк с различными геометрическими фигурами.

  • Инструкция ребенку: поставь на одинаковых фигурах точки разных цветов. Назови их.

Требования к наглядным материалам в подготовительных классах

  1. Демонстрация объектов на контрастном фоне. Лучший, 100% контраст — это сочетание белого и черного. Рекомендуется обратный контраст, когда темный объект расположен на светлом фоне, что физиологически воспринимается легче. Однако существуют зрительные патологии, при которых, наоборот, предпочтителен прямой контраст: светлое на темном.

  2. Использование таких цветов как красный, желтый, оранжевый, зеленый. Это обязательное условие для работы с детьми со зрительными патологиями и важная рекомендация в целом. Перечисленные цвета снимают нагрузку с органов зрения. Синий и фиолетовый, наоборот, сложны для восприятия при патологиях.

  3. Ограничение поля восприятия рамкой. Так ребенку легче сосредоточиться на материале, который нужно рассмотреть. Если в пособии нет возможности нарисовать рамку, можно использовать цветные подложки — например, картонки с уголками, в которые вставляется изображение. Подложки должны быть выполнены в цветах, рекомендованных для пособий.

  4. Использование изображений с контурами и насыщенными цветами. Для ребят с нарушениями зрения лучше рисовать очень толстый контур.

  5. Отсутствие глянцевых поверхностей. Нужно использовать только матовую пленку для ламинирования, с ее помощью также можно убрать блики с уже готовых глянцевых пособий. Еще один способ устранить глянцевый отлив: поместить пособие в матовый файл.

  6. Реалистичный характер изображений. Не все дети могут правильно воспринимать объекты, поэтому при формировании представлений о животных и птицах нужно тщательно подбирать иллюстрации. Например, если берется изображение собаки, на нем должны быть прорисованы все четыре лапы.

Учебно-методический комплект «Тропинки», представленный корпорацией «Российский учебник», соответствует всем перечисленным требованиям и может быть использован при разном зрительном восприятии.

Формирование представлений о плоскостном изображении натурального объекта

Дошкольника нужно знакомить с пособиями поэтапно:

  1. Настоящий объемный объект или его модель, макет, муляж.

  2. Цветное изображение.

  3. Контурное изображение со сплошным контуром.

  4. Контурное изображение с прерывистым контуром.

  5. Изображение, зашумленное вертикальными или горизонтальными параллельными линиями, кривой линией.

  6. Сложное зашумление: наложение объектов друг на друга.

  7. Деталь объекта.

Если ребенок может определить объект по детали, значит формирование прошло успешно.

Каждый год количество детей с нарушениями зрения увеличивается. Ребята с патологиями приходят в общие образовательные учреждения и становятся — или, во всяком случае, должны стать — полноценными участниками учебного процесса. Если ребенок отстает из-за особенностей зрения, становится неуспешен в учебе, это приводит к школьному негативизму, нежеланию учиться. При должном внимании, обследовании, прогнозировании, при правильной организации условий зрительного восприятия, некоторые проблемы (такие как нарушение глазомера, нарушение восприятия цвета) можно скорректировать и устранить.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Дошкольное образование,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль