Оценка качества электронных образовательных ресурсов

Внедрение информационных технологий в учебный процесс — один из главных трендов образования. В этой связи, остро встает вопрос оценки качества ЭОР.

Электронно-образовательный ресурс — это продукт, созданный на стыке образовательных и информационных технологий, поэтому качество такого продукта должно быть оценено по двум группам критериев:

  • Традиционным, которые в обязательном порядке применяются ко всем учебным материалам;

  • Инновационным, характеризующим ЭОР с точки зрения его особых возможностей.

Основной подход к оценке качества ЭОР подразумевает, что достойный электронный ресурс должен отвечать в равной степени и традиционным, и инновационным критериям. Одни только инновационные качества ЭОР не способны обеспечить выполнение всех современных образовательных задач.

С точки зрения традиционных критериев, электронный образовательный ресурс должен:

  • В полной мере соответствовать принятой программе обучения;

  • Содержать только такой материал, который отвечает современным научным знаниям и представлениям;

  • Быть адекватным современной методологии с точки зрения подачи информации (в частности, принцип «от простого к сложному»), общих принципов представления материала и т.д.

  • Иметь оптимальное технологическое качество;

  • В нем не должно содержаться непроверенной информации, фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.д.

Оценка качества ЭОР по традиционным критериям — хорошо отработанный процесс и не представляет больших затруднений. Что касается инновационных критериев, то они представляют собой наиболее значимый объект рассмотрения.

Астрономия. 10-11 классВоронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К.
Настоящая книга является переработанным в соответствии с требованиями Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования вариантом широко известно­го учебника Б. А. Воронцова-Вельяминова «Астрономия. 11 класс». В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. Учтены новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов. Учебник образует завершенную предметную линию и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне.

С точки зрения инновационных критериев оценки качества, все ЭОР должны:

  • Содержать в себе потенциал для реализации всех компонентов образовательного процесса, а именно — при помощи одного электронного издания педагоги и ученики должны иметь возможность как получить необходимую информацию, так и отработать их на практике, и осуществить контроль учебных достижений. Очевидно, что традиционные учебные издания крайне редко справляются со всеми тремя задачами.

  • Быть интерактивным, то есть включать в себя активно-деятельностные формы обучения и тем самым предоставлять учащимся больше возможностей для самостоятельной учебной работы.

  • Давать всем участникам учебного процесса полноценно работать в дистанционном (удаленном) режиме. Иными словами — включаться в учебную деятельность из любой точки земного шара (в первую очередь — из дома), вне школьного кабинета не только получать новую информацию, но и ставить лабораторные эксперименты, заниматься в группе, писать контрольные работы, получать оценки за проделанную работу и т.д.

Каким образом достигается необходимый уровень инновационного качества ЭОР? Все дело в использовании специальных педагогических инструментов. Главный среди них — интерактив, то есть возможность оперативно получать от цифрового издания обратную связь на все свои действия. Потенциал интерактивного ЭОР достаточно высок: в процессе работы можно получить поддержку, подсказку, мотивирующую провокацию, увидеть, на каком этапе освоения материала ученик находится сейчас и где он окажется в случае успешного прохождения того или иного задания.

Еще один важный педагогический инструмент — мультимедиа: представление материала в форме, которая предусматривает аудио- и видеокомпоненты. Это незаменимый метод, когда необходимо наиболее наглядно показать те или иные процессы.

Наконец, современный качественный ЭОР включает в себя технологию моделинга — то есть моделирования различных процессов и дальнейшей визуализации этих процессов.

При помощи этих трех педагогических инструментов современные школьники получают возможность учиться в условиях новой эффективной образовательной среды, не только получать информацию, но и действовать, экспериментировать, совершать онлайн-экскурсии, погружаться в виртуальную реальность и изменять ее, свободно управлять объектами и процессами. Именно эти возможности и определяют действительно качественный электронный образовательный ресурс.

Чканикова Александра

Теги:Статьи,Цифровые продукты и сервисы

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль