
Константин Медведев
кандидат исторических наук
Павла Степановича Нахимова называли женатым на морской службе. Его знали и будут помнить как героя Синопского сражения и душу обороны Севастополя.
Герой Синопа и Севастополя — Павел Степанович Нахимов родился в 1802 году на Смоленской земле. Отец прославленного адмирала был отставным офицером, начинавшим службу еще во времена Екатерины Великой. Помимо Павла в семье Степана Нахимова насчитывалось еще десять детей. Все сыновья офицера, коих было пять, связали свою жизнь с морским делом. Еще 1813 году «недоросль» Павел Нахимов подал прошение о зачислении в Морской кадетский корпус в Петербурге. Но вакансий в то время не было. Лишь два года спустя юный Павел оказался в числе воспитанников корпуса.
В корпусе будущих офицеров не баловали. О домашнем деревенском приволье приходилось хранить сладкую память. Но учился Нахимов блестяще, уже в 15 став мичманом на бриге «Феникс». Во время учебы обнаружилась любопытная черта нахимовской натуры, которую метко обозначил историк Е.В. Тарле: «никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел». Петербург, Лондон, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско были для Нахимова не городами, а лишь якорными стоянками.

Портрет Павла Степановича Нахимова кисти А.М. Першакова
Кругосветные плавания в то время были самой желанной идеей всякого моряка. В 1822 году Нахимов, под руководством Михаила Петровича Лазарева, отправляется из Петербурга на фрегате «Крейсер» в трехлетнее путешествие. Лазарев — тогда еще капитан 2-го ранга, сразу заприметил юного моряка, ставшего одним из самых любимых его учеников. Свое боевое поприще Нахимов начал в 1827 году. Наваринское сражение — объединенные силы России, Великобритании и Франции выступили против турецкого флота в Средиземном море. Корабль «Азов», на который годом ранее перешел служить Нахимов, ближе всех подошел к неприятелю, громя турок с расстояния не пушечного, но пистолетного выстрела. Сражение это принесло Нахимову звание капитан-лейтенанта, а один из участников тех событий вспоминал: «Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота».
Нахимов с честью выполнял семейное дело. В 1834 году он продолжил службу на Черноморском флоте, вновь оказавшись под руководством своего давнего учителя. Адмирал Лазарев создал собственную неповторимую флотскую школу, «выпускниками» которой стали прославленные флотоводцы — Корнилов, Истомин и Нахимов.
«Тайным огнем торфяных болот» называл писатель Ю.В. Давыдов «восточный вопрос». Разногласия России и Турции, связанные с положением христианских народов, рано или поздно должны были привести к конфликту. Черные тучи со всех сторон сгущались над политическим горизонтом.
В 1853 году началась Крымская война. Нахимову, в то время уже служившему в чине вице-адмирала, была поставлена задача — найти и сразиться с турецкой эскадрой в Черном море. С конца октября Нахимов крейсировал по морским просторам между Сухумом и Синопом. Последний порт был одной из главных баз турецкого флота. Что представлял Синоп? Порт, защищенный от недобрых северных ветров гористым полуостровом; значительный размерами и глубинами; прикрытый береговыми батареями. Здесь турецкие корабли могли прекрасно укрываться от преследовавшей их русской эскадры. 23 ноября 1853 года корабли Нахимова подошли к Синопской бухте и блокировали выход из нее.

Синопский бой 18 (30) ноября 1853 года. А.П. Боголюбов
Наваринское сражение прекрасно показало решительность Нахимова. Вице-адмирал был готов принять бой. Утром 30 ноября 1853 года русская эскадра (6 линкоров и 2 фрегата) направилась в Синопскую бухту. Впереди шел флагман — «Императрица Мария», на котором находился сам Нахимов. Рядом с ним — линкор «Париж».
Перед началом сражения турки были уверены в победе. Однако дело окончилось полным разгромом. Не уцелело ни одного турецкого судна. Лишь пароход «Таиф» смог выбраться из бухты. В плену оказался командующий турецкого флота — Осман-паша. Подоспевшая на помощь Нахимову эскадра вице-адмирала Корнилова видела торжество русских моряков.
Весть о Синопской победе быстро разнеслась по России. «Ура, Нахимов!» — неслись возгласы с кораблей в Севастополе. Отныне Нахимова знали не только моряки — знала вся страна. Однако сам флотоводец был обеспокоен этой победой, предчувствуя будущие суровые испытания.
Синопское сражение обеспокоило европейские державы. Вскоре после описываемых событий Великобритания и Франция заявили Турции о своей поддержке, отправив в Черное море мощный флот. Союзники, сражавшиеся бок о бок в Наваринской бухте, теперь стали противниками. Высадившись в Крыму, 20 сентября 1854 года силы французов и англичан нанесли поражение русским войскам в битве у реки Альма. На их пути лежал Севастополь — главная база Черноморского флота.

Панорама «Оборона Севастополя». Франц Рубо
Город под руководством Корнилова, Истомина и Нахимова стал готовиться к обороне. Тяжелым ударом для моряков была гибель флота. Русские парусные корабли не могли противостоять более мощным и быстрым паровым кораблям французов и англичан. В самом мрачном состоянии духа Нахимов встречал приказ затопить корабли у входа в Севастопольскую бухту.

Предметы, найденные на местах боев во время осады Севастополя. Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации
17 октября 1854 года началась оборона. За свою неприступность зарубежная печать озаглавила Севастополь «русской Троей». В первый же день Нахимов потерял своего давнего друга. Владимир Алексеевич Корнилов — первый руководитель севастопольской обороны, был смертельно ранен на Малаховом кургане. Русским войскам предстояли еще 11 месяцев кровопролитных боев.

«Литтихский» штуцер — оружие защитников Севастополя. Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации
Порядки, заведенные Нахимовым еще на флоте, сохранились и на севастопольских бастионах. «Особенной популярностью у севастопольцев пользовалось бессмертное имя Павла Степановича Нахимова» — вспоминал участник событий. Нахимов был душой обороны, ее физической силой. Почти ежедневно он посещал «страшный» четвертый бастион, постоянно находившийся под огнем противника. В марте 1855 года — в разгар обороны — Нахимову было присвоено звание адмирала. Нахимов тяжело переживал смерть еще одного своего давнего сослуживца — Владимира Ивановича Истомина. Однако и самому адмиралу не было суждено дождаться окончания боев. 10 июля 1855 года Нахимов был тяжело ранен выстрелом в голову. Два дня спустя Павел Степанович скончался.

Орден Нахимова I степени адмирала Н.М. Харламова. Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации
Севастополь пал через два месяца. Однако слава его защитников оказалась бессмертна. Бессмертным стало и имя Павла Степановича Нахимова. Именем адмирала была названа центральная площадь Севастополя. «Нахимовцами» гордо называют себя выпускники петербургского военно-морского училища. А в 1944 году имя Павла Степановича Нахимова получил орден, которым в годы Великой Отечественной войны награждались офицеры советского Военно-Морского Флота.


кандидат исторических наук
Понравился материал? Расскажите другим