Человек рождается дважды: педагогическая система Антона Макаренко

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного» — эта мысль стала сердцевиной педагогической философии Антона Макаренко.

Основное изображение

В отличие от теоретиков-современников, которые спорили о врождённых способностях и влиянии среды, Макаренко создал нечто принципиально новое: педагогику второго рождения человека.

Педагогика взрыва против педагогики уговоров

Центральная идея Макаренко — теория «педагогического взрыва». Он считал, что подлинное изменение личности происходит не постепенно, через медленное накопление знаний и навыков, а в критические моменты, когда человек оказывается перед необходимостью мгновенного выбора между прошлым и будущим.

В «Педагогической поэме» мы видим, как работает этот принцип. Когда колонист Задоров получает пощёчину за отказ работать, происходит не столько наказание, а именно «взрыв» — момент, когда все прежние отношения разрушаются, и на их месте мгновенно возникают новые. Задоров понимает: перед ним не просто разгневанный начальник, а человек, который страдает за его судьбу сильнее, чем он сам.

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Это впервые ко мне обратились на «ты».

В состоянии гнева и обиды, доведённый до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.

Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял её и снова надел. Я, вероятно, ещё бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:

— Простите, Антон Семёнович...

Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.

Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:

— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чёртовой матери!

И вышел из спальни.

«Взрыв» у Макаренко — это доведение конфликта до последнего предела, когда невозможна никакая эволюция, никакие компромиссы. Либо человек остается членом коллектива на новых условиях, либо уходит навсегда. Это педагогика ультиматумов, но ультиматумов, продиктованных любовью и верой в человека.

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Коллектив как инструмент формирования личности

Макаренко первым в мировой педагогике поставил коллектив в центр воспитательного процесса. Но его коллектив принципиально отличается от безликой массы или механического объединения людей. Это живая система со сложной внутренней структурой, традициями и перспективами.

Секрет макаренковского коллектива — в системе самоуправления. Колонисты делились на отряды по 10-12 человек, каждый отряд выбирал командира. Командиры образовывали совет, который решал важнейшие вопросы. При этом сам Макаренко добровольно связал себя обязательством подчиняться решениям коллектива.

Система отрядов окончательно выработалась к весне. Отряды стали мельче и заключали в себе идею распределения колонистов по мастерским. Я помню, что сапожники всегда носили номер первый, кузнецы — шестой, конюхи — второй, свинари — десятый. Сначала у нас не было никакой конституции. Командиры назначались мною, но к весне чаще и чаще я стал собирать совещание командиров, которому скоро ребята присвоили новое и более красивое название: «совет командиров».

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Очень важным правилом, сохранившимся до сегодняшнего дня, было полное запрещение каких бы то ни было привилегий для командира; он никогда не получал ничего дополнительно и никогда не освобождался от работы.

Эта система работала, потому что в её основе лежал принцип ответственности. Каждый колонист был одновременно и руководителем, и подчинённым. Сегодня ты командир отряда, завтра — рядовой боец. Так рождалось понимание: власть — не привилегия, а служба.

Трудовое воспитание как основа характера

Для Макаренко труд не был просто средством обучения профессии. Труд формировал характер, отношение к жизни, систему ценностей. Но какой именно труд? Обязательно производительный, нужный обществу, дающий конкретные результаты.

В Дзержинской коммуне колонисты не просто «учились работать» — они производили электродрели и фотоаппараты, которые шли на советские заводы. К 1930 году доходы коммуны полностью покрывали все расходы на питание, образование и даже стипендии выпускников в вузах. Бывшие беспризорники содержали сами себя и финансировали собственное будущее.

Макаренко понимал: труд воспитывает только тогда, когда он сочетается с высокой технической культурой, современной организацией и ясной социальной перспективой. «Колонисты должны знать, что их электродрели пойдут на заводы, которые производят машины для всей страны», — объяснял он смысл своей педагогики.

Диалектика требований и уважения

Знаменитая формула Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» — звучит парадоксально. Как это возможно: одновременно требовать и уважать? Разгадка — в понимании природы этих требований.

Макаренко требовал не слепого послушания, а активности, творчества, ответственности. Его требования возвышали человека, а не принижали. Когда он поручает бывшему вору Карабанову получить несколько тысяч рублей, это не столько проверка честности, сколько акт доверия, который окончательно освобождает человека от прошлого.

Привезя деньги, он пристал ко мне:

— Посчитайте.

— Зачем?

— Посчитайте, я вас прошу!

— Да ведь ты считал?

— Посчитайте, я вам кажу.

— Отстань!

Он схватил себя за горло, как будто его что-то душило, потом рванул воротник и зашатался.

— Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно...

Он задохнулся и сел на стул.

— Мне приходится дорого платить за твою услугу.

— Чем платить? — рванулся Семён.

— А вот наблюдать твою истерику.

Семён схватился за подоконник и прорычал:

— Антон Семёнович!

— Ну, чего ты? — уже немного испугался я.

— Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился на меня... Пусть бы десяток, чи там сколько... я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы... И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезёт, чи не привезёт? Вы ж рисковали, правда?

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Уважение у Макаренко тоже особое. Он уважал не то, что человек есть, а то, чем он может стать. «Я проектировал в человеке лучшее и требовал от него как от хорошего», — писал педагог. Это уважение к возможностям, а не к достижениям.

Метод параллельного действия

Одно из главных открытий Макаренко — принцип «параллельного педагогического действия». Вместо того чтобы воздействовать на отдельного воспитанника, педагог влияет на коллектив, а коллектив — на личность. Но влияние это должно быть взаимным: личность тоже формирует коллектив.

В практике это выглядело так: когда колонист Бурун воровал, Макаренко не наказывал его самолично. Он ждал, когда коллектив сам осознает, что его обкрадывают. Взрыв общего негодования стал тем «параллельным действием», которое изменило и Буруна, и весь коллектив.

Наконец-то дорвался до настоящего зла! Я привёл Буруна на суд народный, первый суд в истории нашей колонии. В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступление: ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить, несмотря на то, что никто в колонии так любовно не относился к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, — это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь, это значит быть даже не гадом, а гадиком. Человек должен уважать себя, должен быть сильным и гордым, а не отнимать у слабых старушек их последнюю тряпку.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Педагогика перспективных линий

Макаренко создал систему «перспективных линий» — близких, средних и дальних целей, которые должны вести коллектив вперёд. Близкая перспектива — завтрашний поход в театр. Средняя — переезд колонии на новое место. Дальняя — превращение выпускников в полноценных граждан советского общества.

«Человек не может жить без перспективы», — утверждал Макаренко. Но перспектива должна быть не абстрактной мечтой, а конкретной целью с ясным планом достижения.

Когда горьковцы мечтают о переезде в Запорожье, это не просто желание. Они детально планируют хозяйство, продумывают учебный процесс, представляют себе новый образ жизни.

Есть, как известно, два пути в области организации перспективы, а следовательно, и трудового усилия. Первый заключается в оборудовании личной перспективы, между прочим, при помощи воздействия на материальные интересы личности. Это последнее, впрочем, решительно запрещалось тогдашними педагогическими мыслителями. Когда дело доходило до самого незначительного количества рублей, намечаемых к выдаче ребятам в виде зарплаты или премии, на «Олимпе» подымался настоящий скандал...

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Фрагмент из «Педагогической поэмы»

Я имел возможность пользоваться только вторым путём — методом повышения коллективного тона и организации сложнейшей системы коллективной перспективы. От этого метода не так пахло нечистой силой, и «олимпийцы» терпели здесь многое, хотя и ворчали иногда подозрительно.

Воспитание в традициях

Макаренко был одним из первых, кто понял воспитательное значение традиций. В его колониях сложился целый свод обычаев: торжественные линейки, праздник первого снопа, особая форма одежды, ритуалы встречи новичков и проводов выпускников.

Традиции создавали эмоциональную память коллектива, связывали поколения колонистов, формировали чувство принадлежности к особому сообществу. Когда бывший беспризорник надевал колонистскую форму, он получал новую идентичность — переставал быть «никем» и становился горьковцем или дзержинцем.

Критика современных педагогических теорий

Макаренко жёстко критиковал два главных педагогических течения своего времени. «Свободное воспитание» он считал безответственным попустительством, которое оставляет ребёнка один на один со стихией собственных инстинктов. Педологию — за фатализм и неверие в возможности человека.

— На хлеб и воду не сажаю, но обедать иногда не даю. И наряды. И аресты могу, конечно, не в карцере — у себя в кабинете. У вас правильные сведения.

— Послушайте, но это же всё запрещено.

— В законе это не запрещено, а писания разных писак я не читаю.

— Не читаете педологической литературы? Вы серьёзно говорите?

— Не читаю вот уже три года.

— Но как же вам не стыдно! А вообще читаете?

— Вообще читаю. И не стыдно, имейте в виду. И очень сочувствую тем, которые читают педологическую литературу.

— Я, честное слово, должна вас разубедить. У нас должна быть советская педагогика.

Я решил положить предел дискуссии и сказал Любови Савельевне:

— Знаете что? Я спорить не буду. Я глубоко уверен, что здесь, в колонии, самая настоящая советская педагогика, больше того: что здесь коммунистическое воспитание.

«Нет детей безнадёжных», — утверждал Макаренко против педологов, которые детей делили на «нормальных» и «дефективных». «Нет методов универсальных», — возражал он сторонникам готовых рецептов. Каждая педагогическая ситуация уникальна и требует творческого подхода.

Научить быть счастливым нельзя

Система Макаренко выходит далеко за рамки работы с трудными подростками. Это философия воспитания нового человека — человека, который живёт интересами коллектива, но не растворяется в нём; который умеет подчиняться, но способен и руководить; который соединяет культуру с практическими навыками.

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно», — писал Макаренко. Его педагогика счастья основана на простой истине: человек счастлив тогда, когда он нужен людям, когда его труд имеет смысл, когда у него есть товарищи и перспективы.

Сегодня, когда мир ищет ответы на вызовы индивидуализма и социального отчуждения, педагогическая система Макаренко выглядит не устаревшей, а удивительно современной. Ведь потребность человека в смысле, в принадлежности к сообществу, в уважении и перспективах — вечна.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль