Переходный возраст: чего стоит и не стоит бояться?

Какие признаки в переходном возрасте требуют нашего немедленного вмешательства, а какие являются нормой, — разбираемся в нашем материале.

« Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Кто виноват?

Пубертатный период помолодел — теперь он начинается у детей уже в 11-12 лет. С этого возраста родители получают проблемного подростка, с которым сложно наладить контакт. И наступает такой момент, когда еще толком непонятно, что конкретно происходит с ребенком, но уже заметны деструктивные изменения, которые, естественно, вызывают тревогу родителей и педагогов. Конечно, есть и определенный пул признаков, на которые чаще всего обращают внимание взрослые:

  • он перестал учиться;

  • он забросил прежние увлечения;

  • он дерзит, хамит;

  • он целый день сидит в телефоне, компьютере;

  • у него опасная компания;

  • он стал странным.

Часто взрослые замечают:

«Был хороший мальчик, но ни с того ни с сего стал дерзить, хамить, огрызаться». И тут нужно постараться понять, что происходит это не из каких-то злых побуждений — ребенок в действительности испытывает сильнейшее внутреннее напряжение, в причинах которого еще предстоит разобраться.

Нейропсихологи, психиатры, эндокринологи утверждают, что гормональная перестройка организма, которая происходит в пубертатный период, в действительности просто не может не повлиять на поведение человека. И это вполне объяснимо. Простой пример: вспомните себя во время тяжелой болезни с высокой температурой, осложнениями, сильным кашлем. Ну а женщинам и вовсе знакомо это состояние — в определенные периоды настроение может меняться молниеносно из-за всплеска гормонов.

«Не дожидайтесь, когда ребенок окончательно съедет с катушек. Бейте тревогу, как только услышали тревожные звоночки».

Яркие цвета, чрезмерный пирсинг — все это говорит о самовыражении. Но если на эти проявления сделан большой акцент, значит внутри накопилось сильнейшее внутреннее напряжение. В этом и есть суть подросткового бунта. Поэтому на вопрос: «Почему ты бросил учебу?» ребенок зачастую отвечает: «Я не хочу».

А если ребенок ничего не может и не хочет, присмотритесь повнимательнее — возможно, у него настоящая депрессия. Это означает, что у него не просто отсутствует желание учиться, а в действительности пропадает интерес к жизни, уходит энергия, силы и здоровье — психическое и физическое.

Конечно, важно вовремя обратиться к специалистам: психологам, эндокринологам, психиатрам. Врачи могут порекомендовать витаминные комплексы и другие препараты для поддержания функций организма и облегчения депрессивных симптомов. Возможно, в каких-то случаях лучше обойтись без медикаментозного лечения, — но без советов профессиональных медиков обойтись вряд ли получится.

В 12-14 лет подросток перестает прислушиваться к родителям, теряет доверие к авторитетам. И тут важно найти взрослых людей, мнение которых станет для него приоритетным, и попытаться создать безопасное пространство дома.

Дело, кстати, может быть и в генетике — возможно, кто-то в семье был странным, вел себя неадекватно происходящему. Ядро характера действительно может сыграть злую шутку: вдруг оказывается, что отец ребенка уже много лет ленится и не может найти себе работу.

Еще один тревожный компонент, который уже напрямую касается поведения родителей, — излишний контроль со стороны взрослых, стертые детские границы, завышенные ожидания от ребенка.

А вот изменения в поведении, образе жизни и режиме дня, которые сопровождаются перевозбуждением, раздражением и сонливостью, могут говорить о проблемах со здоровьем и о побочных эффектах от наркотиков.

«Не думайте, что наркотики — это что-то далекое. Такова наша реальность — в любом дворе сейчас можно найти закладку».

Очень тонкая и непростая тема — ранний интерес к половой жизни у девочек-подростков. И здесь нужно снова обратиться к родителям, а точнее — к отцу. Если девочка была с детства погружена в эмоциональный холод, не получала ласку, внимание и безусловную любовь от папы, то есть огромный риск того, что она очень рано начнет искать утешение в сексуальных отношениях с партнером. И дело здесь вовсе не в патологическом интересе к самому сексу, как может показаться на первый взгляд. Причина в зияющей пустоте, в нехватке тактильных ощущений, которую взрослеющий ребенок будет пытаться восполнить уже на другом — совсем недетском уровне.

Что делать?

Плохо: «Опять играешь в свой Minecraft?! Что за ересь!»

Хорошо: «О, ты играешь в Minecraft? Здорово! Что там новенького?»

Относитесь внимательнее к тому, во что играет, чем интересуется ребенок. Проявляйте к нему дружелюбие, живой интерес и неподдельное любопытство. Примите его со всеми странностями, увлечениями, заморочками, оставьте в прошлом оценочное мнение. В конце концов, безусловная любовь творит чудеса — убедитесь в этом сами.

Плохо: «Ты посмотри, снова двойка по алгебре! Второй раз за месяц! А мы с отцом столько сил, столько денег на тебя тратим. Вырастили бездаря! Да-а-а, не ожидала я от тебя такого!»

Хорошо: «Ну что поделать, двойка так двойка. Давай будем думать, как исправить. Я тебе помогу, не волнуйся.»

Дети не обязаны быть такими, как хочется нам. Сын или дочь не виноваты в том, что родители хотят пристроить их в физико-математический, а им больше нравится рисовать. Будьте честны со своими детьми и самими собой — не тратьте энергию на глупые разбирательства. Лучше помогите ребенку исправить ситуацию. И совет вдогонку — если подросток не просит помощи или отказывается от нее, то, наоборот, не влезайте. Отстранитесь, но с теплом и любовью объясните, что вы всегда где-то рядом, чтобы в случае чего прийти на помощь.

И родители, и учителя для подростка — своеобразные живые тренажеры. Он может хамить, дерзить и проверять вас на прочность, ждать, каким будет фидбек. Договоритесь с ним, как именно он хочет получать замечания (потому что они все равно будут!):

«Если ты хочешь получить от меня ответ, давай договоримся, в какой он будет форме»

«Родительская агрессия и обесценивание детских интересов приводят к увеличению дистанции в отношениях с ребенком».

Елена Владимировна Кузина

ведущий преподаватель и автор программы «Коучинг для деловой среды» Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД РФ, ведущая тренингов по мотивации, инструментам коучинга, психологии в бизнесе, управлению конфликтами, стресс-менеджменту

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Видео,Начальное общее образование,Основное общее образование,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль