Учитель физики и математики высшей категории Галина Елькина раскрыла в вебинаре основы современного урока астрономии.
Учитель «второго поколения»
Школы остро нуждаются в учителях, которые отвечают актуальным требованиям: могут целенаправленно обучать детей универсальным и предметным действиям, инициировать активную деятельность на уроках, использовать новейшие технологии. Курсы и учебные пособия корпорации «Российский учебник» созданы, чтобы помочь педагогам с физико-математическим образованием организовать продуктивные уроки по астрономии. Рассмотрим структуру таких уроков.
Общая структура современного урока астрономии
Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.
Актуализация полученных ранее знаний.
Пробное учебное действие по новой теме.
Поиск сложных мест в работе с новой информацией.
Нахождение путей и способов выхода из затруднений.
Реализация решения. (Противоречивая ситуация – тоже результат)
Первичное закрепление успешного результата работы.
Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону (как правило, домашнее задание).
Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ.
Анализ и оценивание деятельности учеников на уроке.
Уроки астрономии можно разделить на несколько видов, их структуры будут отличаться. Разберем подробнее, как последовательно и эффективно обеспечить усвоение материала и диагностику знаний.
В Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.
Деятельностная цель: сформировать умение пользоваться новыми способами действия.
Содержательная цель: расширить понятийную базу новыми элементами.
Мотивирование ученика. Школьник должен захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы, понимать, что необходимо делать для получения знаний.
Формулировка цели и темы. В идеале, это делают сами ученики.
Формулирование гипотезы и плана действий.
Проверка гипотезы через наблюдение, эксперимент, лабораторную работу.
Первичное закрепление знаний через контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма. Для этого можно использовать модные, интересные ученикам книги и видеоролики.
Уроки рефлексии
Деятельностная цель: сформировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа.
Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные действия.
Подготовка к коррекционной работе. Здесь первоочередное не желание выполнять деятельность, а понимание ее необходимости.
Формулирование темы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.
Формулирование гипотезы и плана действий по фиксации алгоритма работы, собственных затруднений, причин ошибок.
Обобщение и отработка способов действия. Можно переносить на домашнюю работу.
Астрономия. Проверочные и контрольные работы. 11 класс. Базовый уровень. Гомулина Наталия Николаевна
Пособие предназначено для проведения текущего и итогового контроля усвоения материала по астрономии учащимися старших классов. В пособии представлены десять проверочных работ в порядке, соответствующем структуре учебника "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, контрольная работа по теме "Солнечная система" и итоговая контрольная работа за курс астрономии средней школы. В работы включены задания разного вида: тестовые задания с единственным и множественным выбором ответа, задания на установление соответствия и последовательности, расчетные задачи, вопросы, требующие развернутого ответа. Ко всем заданиям приведены ответы, к большинству расчетных задач - краткие решения.
Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность. К каждому уроку даны подробные методические указания, представлены задачи и практические задания. Также в пособии приведены варианты контрольных и самостоятельных работ и темы проектов.
Для мотивации учеников и лучшего восприятия ими информации представляйте интересные факты, значимые для современного подростка.
Учебник используйте только как источник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий.
При возможности, организуйте наблюдение за небесными телами и обсуждение увиденного.
Составляйте задания для проектной деятельности с учетом профильного направления класса.
Изучение астрономии становится особенно важным для учеников, когда в процессе они приобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельности путешествуют, оказываясь в разных уголках мира.