Структура современного урока астрономии

Учитель физики и математики высшей категории Галина Елькина раскрыла в вебинаре основы современного урока астрономии.

Учитель «второго поколения»

Школы остро нуждаются в учителях, которые отвечают актуальным требованиям: могут целенаправленно обучать детей универсальным и предметным действиям, инициировать активную деятельность на уроках, использовать новейшие технологии. Курсы и учебные пособия корпорации «Российский учебник» созданы, чтобы помочь педагогам с физико-математическим образованием организовать продуктивные уроки по астрономии. Рассмотрим структуру таких уроков.

Общая структура современного урока астрономии

  1. Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.

  2. Актуализация полученных ранее знаний.

  3. Пробное учебное действие по новой теме.

  4. Поиск сложных мест в работе с новой информацией.

  5. Нахождение путей и способов выхода из затруднений.  

  6. Реализация решения. (Противоречивая ситуация – тоже результат)

  7. Первичное закрепление успешного результата работы.

  8. Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону (как правило, домашнее задание).

  9. Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ.

  10. Анализ и оценивание деятельности учеников на уроке.

Уроки астрономии можно разделить на несколько видов, их структуры будут отличаться. Разберем подробнее, как последовательно и эффективно обеспечить усвоение материала и диагностику знаний.

Астрономия. 11 класс. УчебникВоронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.
В Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Уроки исследования и освоения новых знаний

Деятельностная цель: сформировать умение пользоваться новыми способами действия.

Содержательная цель: расширить понятийную базу новыми элементами.

  1. Мотивирование ученика. Школьник должен захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы, понимать, что необходимо делать для получения знаний.

  2. Формулировка цели и темы. В идеале, это делают сами ученики.

  3. Формулирование гипотезы и плана действий.

  4. Проверка гипотезы через наблюдение, эксперимент, лабораторную работу.

  5. Первичное закрепление знаний через контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма. Для этого можно использовать модные, интересные ученикам книги и видеоролики.

Уроки рефлексии

Деятельностная цель: сформировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа.

Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные действия.

  1. Подготовка к коррекционной работе. Здесь первоочередное не желание выполнять деятельность, а понимание ее необходимости.

  2. Формулирование темы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.

  3. Формулирование гипотезы и плана действий по фиксации алгоритма работы, собственных затруднений, причин ошибок.

  4. Обобщение и отработка способов действия. Можно переносить на домашнюю работу.

Астрономия. Проверочные и контрольные работы. 11 класс. Базовый уровень. Гомулина Наталия Николаевна
Пособие предназначено для проведения текущего и итогового контроля усвоения материала по астрономии учащимися старших классов. В пособии представлены десять проверочных работ в порядке, соответствующем структуре учебника "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, контрольная работа по теме "Солнечная система" и итоговая контрольная работа за курс астрономии средней школы. В работы включены задания разного вида: тестовые задания с единственным и множественным выбором ответа, задания на установление соответствия и последовательности, расчетные задачи, вопросы, требующие развернутого ответа. Ко всем заданиям приведены ответы, к большинству расчетных задач - краткие решения.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: научить формулировать выводы, структурировать и обобщать информацию.

Содержательная цель: построить обобщающие нормы действий и определить теоретические основы содержательных и метапредметных линий урока.

  1. Мотивирование ученика. Школьнику необходимо стремиться к развитию своих способностей.

  2. Формулировка темы и цели на основе последующих задач.

  3. Закрепление информации через размышление, диалог, решение различных типов задач. В том числе – задач по астрономии из реестра заданий ЕГЭ по физике.

  4. Включение новых действий в систему знаний через обобщение.

Смотрите также:

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: сформировать способность к осуществлению контроля.

Содержательная цель: построить механизм контроля и самоконтроля.

  1. Формулировка заданий на дом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).   

  2. Предоставление ученикам обоснованного эталона.

  3. Сопоставление домашней работы с содержанием учебника.

  4. Обсуждение критериев контроля и оценки результатов.

Астрономия. 11 класс. Методическое пособие.Кунаш М.А.
Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута призвано помочь учителю при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность. К каждому уроку даны подробные методические указания, представлены задачи и практические задания. Также в пособии приведены варианты контрольных и самостоятельных работ и темы проектов.

Общие советы педагогу

  • Для мотивации учеников и лучшего восприятия ими информации представляйте интересные факты, значимые для современного подростка.

  • Учебник используйте только как источник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий.

  • При возможности, организуйте наблюдение за небесными телами и обсуждение увиденного.

  • Составляйте задания для проектной деятельности с учетом профильного направления класса.

Изучение астрономии становится особенно важным для учеников, когда в процессе они приобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельности путешествуют, оказываясь в разных уголках мира.

Теги:Астрономия,Среднее общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль