
Юлия Позднякова
Практикующий психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, ведущая психологических тренингов, эксперт по трансформации негативных состояний
И как смириться с аттестатом не того цвета.
Приготовим коктейль, стремительно повышающий неуверенность в себе и снижающий мотивацию к учёбе! Возьмите за основу родительские ожидания, добавьте детские страхи, тревожно взбейте в миксере самооценку. Добавьте веточку сравнения с другими. Сироп из переживаний о социальном статусе придаст напитку тонкий вкус неудачи. Вуаля! Коктейль «А почему не пять?» готов. Вы великолепны (нет).
Только ни в коем случае не предлагайте этот десерт ребёнку. Ни под каким видом. Даже если иногда кажется, что маленькая доза «А почему не Пять?» поможет школьнику лучше учиться. Ибо каждый ингредиент этого коктейля таит в себе скрытую психологическую угрозу.
Рецепт коктейля неуверенности
Спойлер: всё дело в родителях. Если они хотят от детей отличных оценок, золотых медалей и красных дипломов больше, чем сами дети, возникает конфликт интересов. А конфликты не только не способствуют повышению успеваемости, но и портят отношения. Ладно, иногда способствуют... Но — ценой искренних доверительных отношений. Это нужно понимать.
Большинство родителей хотят, чтобы у их ребёнка была стабильная и благополучная жизнь. При этом хорошая школьная успеваемость воспринимается как «гарантия» того, что в перспективе человек получит качественное образование, найдёт работу с высоким доходом и будет защищён от жизненных трудностей. Многие родители верят, что высокие баллы помогают детям чувствовать себя успешными, уверенными в себе, иметь адекватную самооценку и гордиться своими достижениями. Действительно, всё это звучит здорово. Но при условии, что образовательный процесс проходит естественно, без излишнего напряжения и тревожности, как со стороны детей, так и со стороны взрослых.
Высокие отметки любой ценой — не самая ликвидная инвестиция в светлое будущее. Тактически — да. Хорошая успеваемость ребенка снижает родительскую тревожность: у школьника всё в порядке, учится-старается, в олимпиадах участвует, грамоты получает, преподаватели хвалят.
Но:
если успехи в учёбе достаются ребёнку не из личного желания и интереса, а через напряжение и преодоление себя;
если достигаторский подход подкрепляется похвалой, а противоположный — осуждением;
если «надо» и «должен» заглушает детское «хочу» и «нравится»...
...то человек с юного возраста приучается ориентироваться на других, ждать одобрения и покорно делать то, что от него ожидают. Стратегически эта позиция плохо сочетается с благополучным будущим.
Ингредиенты с привкусом разочарования
1. Переживания о социальном статусе
Успехи в учёбе часто воспринимаются обществом как индикатор «хорошего воспитания» и отражают статус семьи в обществе. Если школьник хорошо учится, значит с ним занимаются дома, уделяют время, вкладывают деньги – следовательно, «семья благополучная».
В этой «игре престолов» есть тонкая опасная грань: если родители чересчур озабочены социальной значимостью, они начинают отождествлять результаты ребёнка с собственной успешностью. И постепенно на маленького человека ложится ответственность за престиж семьи.
2. Сравнение с другими
В любой социальной группе сравнения происходят неосознанно и автоматически — это нормально. Таким образом люди получают информацию о том, что с ними всё более или менее в порядке, и могут корректировать своё поведение под требования системы.
Вполне естественно, что родители сравнивают своего ребёнка с детьми из других семей. Главное здесь — не увлекаться и уметь вовремя остановиться, если вдруг замечаете, что сравнения начинают подпитывать ваши амбиции «мы лучше других» или переживания «мы хуже, чем другие».
Ох уж эти сравнения с сыном маминой подруги...
И не стоит отчитывать, наказывать, открыто сравнивать ребёнка с друзьями и одноклассниками, чтобы мотивировать его. Скорее всего, вы добьётесь противоположного эффекта.
Сравнения с негативным оттенком формируют у ребёнка заниженную самооценку, которая может вылиться в нерешительность, замкнутость, пассивность. Или, наоборот, превратиться в невротическое стремление доказать родителям, что он достоин похвалы. Кроме того, подобные сравнения вызывают обиду, ревность, и часто сопровождаются фоновым ощущением, что «таким, какой я есть, меня не любят».
Сравнения с оттенком превосходства тоже редко бывают полезны — ребёнок с раздутым чувством собственной значимости неосознанно стремится сохранить статус-кво, поэтому постоянно находится в напряжении и тяжело переживает ошибки. Ведь его внутренний голос шепчет: «тебя любят, если ты лучше других».
3. Компенсация собственных неудач
Некоторые родители хотят, чтобы ребёнок непременно добился того, чего не удалось им самим. Они видят в детских успехах возможность компенсировать собственные провалы и начинают от всей души «помогать» достичь совершенства, даже против желания. Родители кричат и ругают за оценки с самыми благими намерениями, разумеется.
Порой родитеи и не осознают, что пытаются компенсировать собственные неудачи за счёт ребёнка
Но завышенные ожидания, давление, манипуляции и «долженствования» вряд ли могут вдохновить кого-то на выдающиеся достижения. Отделяйте собственные страхи и амбиции от реальных интересов и возможностей ребёнка, чтобы он чувствовал себя любимым и ценным независимо от его успеваемости. Вспомните, сколько людей из вашего окружения, окончив музыкалку «для галочки», так больше и не притронулись к инструменту. То-то и оно!
Как найти тот самый баланс между поддержкой академических успехов и созданием условий, где ребёнок чувствует себя принятым и любимым — независимо от оценок?
В первую очередь важно понимать, что школьная успеваемость — это не главный показатель интеллектуальных способностей или успеха в будущем, а красный аттестат и медаль не определяют судьбу человека.
А если намерены сделать всё, что от вас зависит, делайте это с любовью. Можете добавить в ежедневный рацион семьи новый мотивационный коктейль под названием «Я в тебя верю!»
7 вдохновляющих ингредиентов
Проверенный рецепт поддержки и понимания
1. Поддерживайте мотивацию ребёнка
Сосредоточьтесь на интересе к получению знаний, а не только на оценках. Если ребёнок воспринимает школьные занятия как способ постижения нового, а не источник стресса, он будет более заинтересован.
2. Не ругайте за четвёрки
Отметки — это лишь один из способов измерить прогресс, и четвёрка по сути является хорошим результатом. Если ребёнка ругают за относительно высокие оценки, он может начать бояться ошибок и воспринимать учёбу как обязанность, лишённую радости и интереса.
3. За другие оценки тоже не ругайте
Лучше вместе обсудите, в чём причина низкого балла, выясните, что плохо получается, и подумайте, как исправить ситуацию.
4. Фокусируйтесь на усилиях, а не на результатах
Ура! В течение учебного года была проделана отличная работа! Теперь можно отдохнуть
Хвалите ребёнка за старания и усидчивость. Это формирует «мышление роста» — установку на то, что через труд и упорство можно улучшить свои навыки и знания. Когда акцент делается на усилиях, человек начинает понимать, что ошибки — это часть учебного процесса.
5. Будьте примером
Демонстрируйте интерес к собственному развитию, обсуждайте свои успехи и неудачи, объясняйте, зачем вы это делаете. Показывая, что изучать новое — это интересно и естественно, вы формируете у ребёнка позитивное отношение к учебному процессу.
6. Разговаривайте о целях и возможностях
Вкладывайте время и силы, чтобы создать доверительные отношения с ребёнком, поддерживайте в начинаниях, радуйтесь успехам, подбадривайте в моменты неудач. Разговаривайте о целях, которые его вдохновляют, и вместе обсуждайте, как учёба может в этом помочь. Это работает гораздо лучше, чем «орать и ругаться».
7. Развивайте альтернативные навыки
Есть навыки ценнее учебных: например, когда ты — душа компании, творческая личность или умеешь сочинять невероятные истории
Помогайте ребёнку совершенствоваться в коммуникабельности, творчестве и креативности, умении решать проблемы, адекватно реагировать и принимать взвешенные решения. Эти качества зачастую важнее, чем отметки в аттестате. Также, как и психологическое здоровье. Когда ребёнок растёт в атмосфере любви, принятия и поддержки, он сможет раскрыть свой потенциал, даже если его аттестат не будет идеальным.
Практикующий психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, ведущая психологических тренингов, эксперт по трансформации негативных состояний
Понравился материал? Расскажите другим