
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Представляем вашему вниманию основное, что нужно знать о ГВЭ с точки зрения инклюзивного образования.
Государственные итоговые аттестации в 9 и 11 классах (ГИА-9 и ГИА-11) проходят в следующих форматах:
В форме основного/единого государственного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ) для обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного/среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также экстернов, допущенных в текущем учебном году к ГИА.
В форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного/среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в организациях СПО (если речь о ГИА-11), в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Два новых документа, регулирующие порядок проведения ГИА, в том числе в форме ГВЭ:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
ГИА в форме ОГЭ и/или ГВЭ включает в себя четыре экзамена: по русскому языку и математике (обязательным учебным предметам), а также по двум учебным предметам на выбор ученика — физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии. Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, аттестация по их желанию проводится только по двум обязательным учебным предметам. Остальные предметы тоже можно сдавать, есть специальные формы ГВЭ. Например, экзамен по физике в формате ГВЭ не содержит обязательной лабораторной работы — вместо этого экзамен охватывает базовый курс предмета (часть «выпускник научится»), включает в себя письменную работу с решением задач и ответом на ряд вопросов. Возможен также экзамен в устной форме. Для некоторых лиц ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ — при этом допускается сочетание форм ОГЭ и ГВЭ.
При подаче заявления участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья должны предъявить копию рекомендаций территориальной ПМПК. Дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки об установлении инвалидности (выданной ФГУ МСЭ), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, прописанных в пункте 44 «Порядка проведения...».
Для участников ГИА с ОВЗ, обучающихся на дому или в медицинских организациях, детей-инвалидов и инвалидов создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.
Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию.
Беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных кресел и других приспособлений.
Наличие лифтов, при отсутствии лифтов аудитория проведения ГИА располагается на первом этаже.
Увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа.
Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
При необходимости ассистенты оказывают следующую помощь:
Помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
Помогают зафиксировать положение тела, ручку в кисти руки.
Вызывают медперсонал.
Помогают в общении с сотрудниками ППЭ (для глухих — сурдоперевод).
Помогают при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.
Переносят ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов.
оборудование аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
оформление экзаменационных материалов рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
выполнение письменной экзаменационной работы рельефноточечным шрифтом Брайля или на компьютере;
обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;
обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Что касается итогового собеседования, то, в соответствии с методическими рекомендациями и Письмом Рособрнадзора от 28.01.2019 № 10-52, органы исполнительной власти самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить все задания итогового собеседования (а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования). Кроме того: сами определяют для них минимальное количество баллов, необходимое для получения «зачета».
Распоряжение Департамента образования Москвы от 21.01.2019 № 01-р устанавливает для отдельных групп участников ГИА минимальное количество баллов за выполнение всей работы для получения «зачета» — 5 баллов. Основанием для применения минимального количества баллов являются соответствующие рекомендации ЦПМПК.
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: литера «А» номера экзаменационных материалов, либо 100-е (сочинение) и 400-е (изложение с творческим заданием) номера вариантов.
Литера А — для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих и поздноослепших, глухих, лиц с ЗПР, обучающихся по адаптированным образовательным программам, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи): изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
Литера «С» — для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны экзаменационным материалам для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму. Экзаменационные материалы переведены на шрифт Брайля.
Литера «К» — для глухих обучающихся, а также лиц с ЗПР, обучающихся по АООП, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания.
Литера «Д» — для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).
Литера «А» (100-е номера вариантов) — для участников ГВЭ без ОВЗ и обучающихся с ОВЗ (за исключением участников с ЗПР, обучающихся по АООП).
Литера «С» (300-е номера вариантов) — для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля.
Литера «К» (200-е номера вариантов) — для участников ГВЭ с ЗПР, обучающихся по АООП.
Подготовка к итоговому собеседованию
детальное знакомство с процедурой итогового собеседования;
учет индивидуальной ситуации развития и психофизических особенностей;
опора на возможности и сильные стороны участника итогового собеседования;
психологическая готовность к процедуре экзаменов.
Психологическая подготовка к ГВЭ
детальное знакомство с процедурой экзамена;
многократные тренировочные экзамены в формате ГВЭ;
тщательное изучение учителем критериев оценивания работ участников ГВЭ для выработки программ подготовки к экзаменам;
разработка программ психологической подготовки учащихся к экзаменам (тренинги стрессоустойчивости): «Что я знаю о ГИА», «Как справиться со стрессом на экзамене». Тренинги проводятся совместно с семьей участника ГВЭ.
Нужно учитывать, что детям с ОВЗ крайне непросто даются любые изменения. Поэтому в работе с ними особенно важно объяснить и изучить каждый шаг предстоящего экзамена.


Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим