Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрим, какие важные для знакомства с грамотой умения и навыки приобретают дети, обучаясь по этим универсальным методикам.

Главные принципы подготовки к обучению грамоте

До перехода в среднюю школу изучение грамоты выстраивается, как правило, следующим образом: Подготовка к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Готовность к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Обучение чтению и письму (Начальное образование) → Развитие навыков чтения и письма (Начальное образование). Основой для успешного формирования готовности к знакомству с грамотой является изучение звукового анализа и развитие графических навыков.

Чему необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом:

  • Выделять часто встречающийся в словах звук.

  • Называть слова по определенному фонематическому признаку.

  • Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков.

  • Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава.

  • В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры.

  • Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.

  • При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.

  • Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.

  • Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

  • Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.


Особенности УМК «Тропинки» и «Предшкольная пора»

Корпорация «Российский учебник» представляет курсы «Тропинки» (для системного дошкольного образования) и «Предшкольная пора» (для групп кратковременного пребывания и для подготовки детей при школах). Проекты уже заслужили высокую оценку педагогов. В изданиях представлена методика подготовки к обучению чтению и письму, разработанная известным специалистом в области дошкольного и начального образования Лидией Журовой на основе популярного метода Даниила Эльконина. Методика предусматривает подготовку через пять этапов:

Первый этап (и самый важный). Отработка умений:

  • интонационно выделять звук в слове;

  • называть слова с заданным звуком;

  • выделять и называть первый звук в слове;

  • различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии).

Второй этап. Обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.

Третий этап. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

Четвертый этап. Знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения.

Пятый этап. Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.

Разберем подробнее, как выстраивать звуковой анализ.

Учимся говорить правильно. 3-4 года. Пособие для детейУшакова О.С.
В пособии представлены задания по развитию речи, направленные на уточнение содержания занятий с детьми во 2-й младшей группе дошкольной образовательной огранизации. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Тексты в пособии предназначены для чтения детям взрослыми.

Операции действия звукового анализа

  1. Произнесение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки).

  2. Произнесение слова с интонационным выделением первого звука.

  3. Произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове.

  4. Обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку).

  5. Продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук.

  6. После обозначения фишкой последнего звука – обязательное прочитывание всего слова целиком.

Первый этап – знакомство со звуками – очень важен. Если в группе за несколько месяцев до завершения дошкольного образования появляется новый ученик, то учителю необходимо сделать выбор: сразу учить читать такого ребенка или заняться его подготовкой? Верным решением будет выбор в пользу подготовки, поскольку знание фонем пригодится ребенку и в школе.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

photo
Кузнецова Марина Ивановна

д. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» РАО

Теги:Дошкольное образование,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль