
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Рассмотрим, какие важные для знакомства с грамотой умения и навыки приобретают дети, обучаясь по этим универсальным методикам.
До перехода в среднюю школу изучение грамоты выстраивается, как правило, следующим образом: Подготовка к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Готовность к обучению чтению и письму (Дошкольное образование) → Обучение чтению и письму (Начальное образование) → Развитие навыков чтения и письма (Начальное образование). Основой для успешного формирования готовности к знакомству с грамотой является изучение звукового анализа и развитие графических навыков.
Выделять часто встречающийся в словах звук.
Называть слова по определенному фонематическому признаку.
Проводить в процессе моделирования звуковой анализ слов из 3-5 звуков.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава.
В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, слова заданной звуковой структуры.
Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.
При описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы.
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Участвовать в коллективной беседе, задавать вопросы.
Корпорация «Российский учебник» представляет курсы «Тропинки» (для системного дошкольного образования) и «Предшкольная пора» (для групп кратковременного пребывания и для подготовки детей при школах). Проекты уже заслужили высокую оценку педагогов. В изданиях представлена методика подготовки к обучению чтению и письму, разработанная известным специалистом в области дошкольного и начального образования Лидией Журовой на основе популярного метода Даниила Эльконина. Методика предусматривает подготовку через пять этапов:
Первый этап (и самый важный). Отработка умений:
интонационно выделять звук в слове;
называть слова с заданным звуком;
выделять и называть первый звук в слове;
различать твердые и мягкие парные согласные (без введения терминологии).
Второй этап. Обучение детей действию звукового состава слова. В ходе проведения звукового анализа слов идет моделирование звукового состава слова с помощью фишек.
Третий этап. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.
Четвертый этап. Знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки, и освоение механизма чтения.
Пятый этап. Отработка механизма чтения на материале всего алфавита.
Разберем подробнее, как выстраивать звуковой анализ.

Произнесение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки).
Произнесение слова с интонационным выделением первого звука.
Произнесение первого звука изолированно, так, как он слышится в слове.
Обозначение звука фишкой (фишка ставится в первую клеточку).
Продолжение работы с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук.
После обозначения фишкой последнего звука – обязательное прочитывание всего слова целиком.
Первый этап – знакомство со звуками – очень важен. Если в группе за несколько месяцев до завершения дошкольного образования появляется новый ученик, то учителю необходимо сделать выбор: сразу учить читать такого ребенка или заняться его подготовкой? Верным решением будет выбор в пользу подготовки, поскольку знание фонем пригодится ребенку и в школе.


Пишущий редактор, блогер

д. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» РАО
Понравился материал? Расскажите другим