Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. Словообразование

Тема, которая является одной из сложнейших не только для школьников, но и для студентов филологических факультетов. Речь пойдет о словообразовании.

Задания по словообразованию в ВПР

В ВПР пока нет заданий по словообразованию в чистом виде, когда экзаменуемому нужно объяснить, каким образом образовано слово. Известные задания относятся к морфемике. Вероятно, скоро задачи экзамена станут сложнее. Дело в том, что в заданиях ВПР по словообразованию должны использоваться исключительно слова с однозначно выделяемыми морфемами, а таких немного. Введение новых слов в вопросы по словообразованию повлечет усложнение заданий. Ученику следует знать основные приемы, которые могут ему понадобиться:

Морфемика: «Из каких значимых частей состоит слово?»:

  • нахождение заданной части слова,

  • разбор слова по составу,

  • подбор однокоренных слов,

  • подбор слов с теми же суффиксами или приставками.

Словообразование («Как образовано слово?»):

  • поиск производящей основы,

  • установление способа словообразования.

Советы педагогу по подготовке к ВПР, русский язык

  1. Пробудите в себе интерес профессионала-лингвиста. Сегодня появляется много новых образовательных технологий, разработок, но при этом теряется знание самого предмета. Иногда нужно повторять основы, проверять: «Знаю ли я?». Пособия, помогающие поднять собственный лингвистический уровень:

  • Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.И. Литвинова «Словообразование современного русского языка»,

  • Е.А. Земская «Современный русский язык. Словообразование»,

  • Л.С. Филиппова «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование»,

  • Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова «Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы, анализ, тренинг» (лучше всего подходит для учителей начальных классов).

Русский язык. 4 класс. Часть 1 Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.; под ред. Иванова С.В.
Электронная форма учебника (ЭФУ) Русский язык. 4 класс. Часть 1 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Русский язык 4 класса Иванов С. В. Петленко Л. В. Кузнецова М. И. Романова В. Ю. Русский язык. 4 класс. Часть 1 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
  1. Не забывайте, что словари пишут ученые. Часто автор словаря представляет свою лингвистическую концепцию, а она не единственная в своем роде. В учебниках тоже представлены толкования того или иного научного направления. Пример двух известных словарей с прямо противоположными концепциями: Т.Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» и А.Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка».

  2. Представьте детям разные точки зрения. При этом ученики должны верить словарю и учебнику. Предложите четвероклассникам ориентироваться на ту трактовку, которая изложена в учебнике, с учетом, что в средней школе информация может быть дана иначе, и в этом нет ничего страшного.

  3. Предложите ученикам начальной школы «Морфемно-словообразовательный словарь. Как растет слово» из серии «Словари XXI века». Он разработан специально для младших классов. В словаре даны не только однозначные ответы на вопросы, цепочки разбора слов, но также и некоторые задания для расширения кругозора (хотя это и противоречит концепции словаря).

  4. Используйте «Морфемно-словообразовательный словарь русского языка» из серии «Словари XXI века». Он разработан под программу 5-11 классов, при этом может быть полезен педагогу начальной школы: для личного использования, работы с «продвинутыми» детьми, внеклассных занятий, организации проектной деятельности. Данный словарь фактически дает представление о слове как о единице словообразования и морфологии и о слове с лексическим значением. Он помогает начать правильно рассуждать в спорных ситуациях.

  5. Начинайте изучение словообразования не с корня, а с окончания. Русский язык — язык флективного типа. Флексия — это окончание. Нужно отделять то, что имеет отношение к форме слова от того, что имеет отношение к основе, а в основе заключено лексическое значение слова. Опасность таких простых слов как «дом», «стол», «стул», которые часто используют в начале изучения словообразования, в том, что их основа состоит из корня, и у учеников формируется ложное представление, будто лексическое значение слова заключено в корне. Первый пункт разбора слова, который должен быть доведен до автоматизма, — поиск окончания.

  6. Давайте детям чуть больше информации. Показывайте ученикам сложные случаи словообразования, которые выходят за рамки программы. Не обязательно разбирать их подробно, достаточно изучить фрагментарно, обозначить их существование. Такие примеры можно использовать в оформлении кабинета.

  7. Предоставляйте обратную связь. Если в заданиях ВПР по словообразованию вы столкнулись со спорным вопросом, которого быть не должно, если у вас есть комментарии и рекомендации — сообщайте все разработчикам ВПР. Только благодаря обратной связи экзамен по русскому языку станет лучше для всех.

Сложные случаи морфемного членения

о/камен/е/ть пере/ул/ок/Ø
на/рис/ова/л/а порядочн/ый
на/пиш/и/те знаменит/ый
под/берез/овик/Ø солнц/е — солнеч/н/ый
чай/ник — кофе/йник/Ø

недоразум/ениj/е

тигр/ёнок /Ø— негр/итёнок/Ø пианино — пиан/ист/Ø
заяц/Ø — зайч/ик/Ø — зайч/ат/ин/а историj/я — истор/ик/Ø
кур/иц/а — кур/ин/ый — кур/а (разг.) жонгл/ёр/Ø — ретуш/ёр/Ø — ухаж/ёр/Ø
ветка — веточ/к/а вод/а — вод(о)пад/Ø
подушк/а — под/уш/к/а береч/чь

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Начальное общее образование,Русский язык

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль