Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.
Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.
Структура овладения навыками письма:
Зрительный и слуховой анализ
Артикуляция
Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента
Механизмы координации и регуляции движений
Трудности детей при поступлении в школу
Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.
Как распознать трудности?
Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».
Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.
Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.
Наличие тремора.
Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно. Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку.
С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?
Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.
Сложности в воспроизведении формы графических элементов.
Быстрая утомляемость при письме.
Неровная, «дрожащая» линия при письме.
Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.
Большое количество помарок и исправлений.
Зеркальное написание букв и цифр.
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.
Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:
начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;
фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.
Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений. Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука. Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука. И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде. А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.