Активное применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке физики позволяет облегчить работу педагога и стимулировать мотивацию учащихся.
Возможности современных электронных средств обучения достаточно широки, чтобы разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным для любого учащегося, даже наименее мотивированного к изучению физики. Педагоги отмечают, что использование цифровых образовательных ресурсов на уроке позволяет им делать акцент на такие формы работы, как наблюдение, конструирование, математическое моделирование — а значит, уроки с применением ИКТ значительно лучше решают задачи обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Регулярное использование ЭОР на уроках открывает новые возможности для учеников и украшают личные портфолио педагогов.
Наиболее эффективная стратегия использования ЭОР на уроках физики — применение различных цифровых инструментов на каждом этапе работы. Давайте рассмотрим некоторые примеры использования возможностей ЭОР.
Подготовка к уроку. Уровень современных электронных средств обучения достаточно высок, чтобы каждый педагог мог с легкостью освоить передовые методики преподавания. Использование ЭОР позволяет быстро подбирать, компоновать материал к уроку, создавать собственные уникальные модели учебных занятий. При конструировании уроков с помощью ЭОР педагоги применяют разные формы организации учебной деятельности, учитывая интересы одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и всех, кто обучается по индивидуальному плану.
Учебник предназначен для изучения физики на базовом и углублённом уровнях в 10 классе общеобразовательных организаций. Учебник вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей входит в учебно-методический комплект по физике для 10 класса и рассматривает разделы: "Механические явления", "Тепловые явления" и "Электрические явления" (электростатистика). Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Работа с информацией. Попросить учеников на уроке найти необходимую информацию в Интернете — полезный прием, который активно используется педагогами и действительно способствует формированию информационной грамотности учащихся. Однако Интернет представляет собой неконтролируемый поток данных, в котором бывает сложно разобраться. Чтобы работать только с достоверными фактами, можно использовать электронную форму учебника. Например, электронные учебники цифровой платформы LECTA снабжены расширенной справочной базой по каждой теме. В учебнике работает сквозная система поиска: набранное в поисковике слово или словосочетание ищется во всем тексте учебника, все результаты поиска оперативно выводятся на дисплей. Эта возможность дает педагогу определенный простор в области постановки учебных задач.
Иллюстративный материал. Не нужно тратить время, подбирая иллюстрации к уроку в Интернете, или пользоваться старомодными плакатами. Объясняя новую тему с опорой на ЭФУ, вы всегда можете проиллюстрировать свои слова видеофрагментами, презентациями и образцами записи, которые уже встроены в структуру параграфа.
Например, ключевая тема измерительных приборов в электронном учебнике для 7 класса (УМК А. В. Перышкина) проиллюстрирована короткими видеороликами. Достаточно вывести их на интерактивную доску — и учащиеся увидят, как узнать цену деления прибора.
Эксперимент. Физика — это наука, которую крайне сложно преподавать без демонстрационного эксперимента. Мультимедийные презентации, видеоролики и интерактивные приложения позволяют вызвать у каждого ученика чувство сопричастности с экспериментом, который демонстрирует учитель. К примеру, использование интерактивной модели в сочетании с наблюдением за действиями учителя, повторение в виртуальном пространстве действий учителя дают наиболее глубокое понимание сути различных физических явлений и процессов.
Лабораторные и практические работы. Применение ЭОР на уроках физики не заменит полноценных лабораторных работ, но может существенно облегчить их проведение. Видеоролики с записью практических опытов педагог может использовать как при подготовке к лабораторной работе, так и непосредственно во время ее проведения: педагог выводит видео на мультимедийный экран и предлагает учащимся сверять свои действия с записанными. Также использование видеороликов и интерактивных моделей незаменимо в том случае, когда уровень технического оснащения физической лаборатории не позволяет педагогу продемонстрировать классу наиболее эффектный опыт.
Например, выполняя с классом стандартный опыт с вертушкой (тема «Конвекция», 8 класс, УМК . В. Перышкина), можно сначала показать им короткий видеоролик. Другой вариант — использовать его в качестве самопроверки после того, как опыт выполнен.
Решение задач. Отрабатывать практические навыки решения задач при помощи ЭФУ можно в увлекательной, соревновательной форме. Каждый ученик решает задачу на своем электронном устройстве, в случае неверного подсчета система указывает учащемуся на ошибку, и он может исправить ее, не отвлекая педагога и не «выпадая» из соревновательного процесса.
В целом, есть три способа организовать работу над рутинными образовательными задачами с использованием ИКТ:
А) Распечатать варианты задач из ЭФУ и раздать учащимся;
Б) Вывести задание на интерактивную доску и решать с доски во фронтальном режиме или в режиме «круглого стола»;
В) Создать виртуальный класс. Каждому ученику дается доступ к виртуальному классу, учитель выступает в роли модератора, раздавая задания и контролируя их выполнение. Можно позволить ученикам работать из дома, кооперироваться, помогать друг другу — а на уроке потратить время только на обсуждение результатов.
Учебник предназначен для изучения физики на базовом и углублённом уровнях в 11 классе общеобразовательных организаций и содержит материалы для углублённого изучения физики и подготовки к итоговой аттестации. Настоящее издание вместе с программой, рабочими тетрадями и методическим пособием для учителей составляет учебно-методический комплект по физике для 11 класса и рассматривает разделы «Электродинамика», «Колебания и волны» и «Квантовая физика. Астрофизика». Издание входит в системц учебников «Алгоритм успеха». Соответсвует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.). Электронная форма учебника (ЭФУ) Физика. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Физика 11 класса Грачев А. В. Погожев В. А. Салецкий А. М. Боков П. Ю. Физика. 11 класс УМК соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Контроль и оценка. Именно при организации контроля полезно пользоваться электронными средствами обучения, например, цифровым сервисом «Контрольная работа» платформы LECTA. Например, чтобы провести итоговую контрольную работу в 7 классе (УМК Грачева), достаточно просто указать число вариантов, и система сгенерирует их сама, педагогу остается только распечатать нужное число экземпляров.
ЭОР позволяют педагогу быстро организовать контрольную работу в форме тестирования, викторины или творческого задания, а также оперативно собрать данные о результатах. К тому же, при выполнении каждого задания ученик может быстро получить обратную связь, объективную и лишенную негативных эмоций (недовольства, разочарования) в случае, если он допустил ошибку. Таким образом, на каждом занятии ученик подкрепляет привычку самоконтроля.
Так выглядит страница ЭФУ с контрольной работой (УМК Перышкина, 7 класс), когда ученик неверно ответил на вопрос теста. Можно вывести на дисплей правильный ответ, но лучше сначала попробовать еще раз найти верный ответ самостоятельно.
Физика. 7 классПерышкин И.М., Иванов А.И.
Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.