Алена Францкевич
руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделейhttps://vk.com/choicetutor
К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков..
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Проектная деятельность помогает школьникам:
соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
Это же определение можно в полной мере отнести и к школьным проектам:
Проект — это всегда что-то новое.
Проект решает чью-то проблему.
У проекта всегда есть социально востребованный результат.
У проекта есть временные рамки.
Проектная деятельность — одна из активных форм обучения школьников, направленная, в первую очередь, на формирование навыков. Это универсальные, гибкие навыки (soft skills): работа в команде, ведение переговоров, постановка целей и задач, принятие решений. И прикладные, конкретные навыки (hard skills), которые относятся к определенной сфере профессиональной деятельности.
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Результаты проектов могут быть фактическими, продуктовыми:
новые знания, оформленные в статью;
устройство или прототип;
художественный объект;
технология или инновации.
И образовательными:
вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
hard skills;
soft skills;
внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
В проекте есть три типа участников:
школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).
На каждом этапе проекта для всех участников предусмотрены различные формы обучения и взаимодействия: вебинары, видео-уроки, деловые игры, консультации, мозговые штурмы, цифровые марафоны.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделейhttps://vk.com/choicetutor
Сооснователь Тьюторского центра «Выбор будущего», преподаватель-практик НИУ ВШЭ – Пермь, региональный эксперт ФРИИ
Понравился материал? Расскажите другим