Проектная технология в школе: опыт учителя

Рассказываем об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.

Что дает эта технология?

Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.

Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.

Какие бывают проекты

Проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Все эти звенья объединяются в еще одно «П» — портфолио, где собраны все материалы по проекту. Самое главное в проекте — это рефлексия. Ученик должен оценить свой труд и свою работу.

По деятельности учеников выделяют следующие типы проектов:

  • Практико-ориентированный

  • Исследовательский

  • Информационный

  • Творческий

  • Ролевой

По комплексности:

  • Монопроект

  • Межпредметный

По продолжительности:

  • Мини-проект (в течение части урока или даже перемены)

  • Краткосрочный

  • Недельный

  • Долгосрочный (годичный)

Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности

Стратегия «Рамка» (или «Пишем статью»)

  1. Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.

  2. Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.

  3. Оформление и очередность расположения иллюстраций дети выбирают самостоятельно.

  4. Обязательное условие — все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.

Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.

Разработка буклета

Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).

Структура буклета:

  • Титульный лист: Проект «Идеальное утро». Автор: ученик/ца 5 А класса, год.

  • Как правильно вести себя утром (правила утреннего распорядка).

  • Рисунок «Идеальное утро».

  • Мои ошибки.

  • Советы родителей.

  • Мой отзыв о проделанной работе: мне понравилось, мне показалось трудным, я советую, мне это пригодится (или нет).

  • На последней странице в нижней части «Отзыв учителя».

С согласия учеников такие проекты можно публиковать в интернете, можно сделать для этого специальный сайт или группу в социальных сетях, где ученики смогут оценивать и обсуждать реализованные проекты друг друга.

РАФТ-технология

C 6 класса можно переходить к РАФТ-проектам.

Что такое РАФТ-проекты?

Название приёма произошло от первых букв слов:

R — role (роль)

A — audience (аудитория)

F — format — (форма)

T — topic (тема)

РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.

Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта. Ученики при реализации РАФТ-проектов могут записывать ролики, сюжеты, мини-фильмы — жанровая природа таких проектов не ограничена. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в соцсетях с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок.

Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

Такие проекты подходят и для занятий по профориентации. Ученик может, например, проверить, получится ли у него быть педагогом, блогером, ведущим новостей и т.д.

Запись вебинара доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=wGBLIUNVo3Q

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Внеурочная деятельность

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль