- 11 июля 2020
- 5086
- 15 мин
Проектная технология в школе: опыт учителя
Рассказываем об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.
Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.
Что дает эта технология?
Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.
Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.
Какие бывают проекты
Проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Все эти звенья объединяются в еще одно «П» — портфолио, где собраны все материалы по проекту. Самое главное в проекте — это рефлексия. Ученик должен оценить свой труд и свою работу.
По деятельности учеников выделяют следующие типы проектов:
Практико-ориентированный
Исследовательский
Информационный
Творческий
Ролевой
По комплексности:
Монопроект
Межпредметный
По продолжительности:
Мини-проект (в течение части урока или даже перемены)
Краткосрочный
Недельный
Долгосрочный (годичный)
Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности
Стратегия «Рамка» (или «Пишем статью»)
Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.
Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.
Оформление и очередность расположения иллюстраций дети выбирают самостоятельно.
Обязательное условие — все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.
Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.
Разработка буклета
Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).
Структура буклета:
Титульный лист: Проект «Идеальное утро». Автор: ученик/ца 5 А класса, год.
Как правильно вести себя утром (правила утреннего распорядка).
Рисунок «Идеальное утро».
Мои ошибки.
Советы родителей.
Мой отзыв о проделанной работе: мне понравилось, мне показалось трудным, я советую, мне это пригодится (или нет).
На последней странице в нижней части «Отзыв учителя».
С согласия учеников такие проекты можно публиковать в интернете, можно сделать для этого специальный сайт или группу в социальных сетях, где ученики смогут оценивать и обсуждать реализованные проекты друг друга.
РАФТ-технология
C 6 класса можно переходить к РАФТ-проектам.
Что такое РАФТ-проекты?
Название приёма произошло от первых букв слов:
R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)
РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта. Ученики при реализации РАФТ-проектов могут записывать ролики, сюжеты, мини-фильмы — жанровая природа таких проектов не ограничена. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в соцсетях с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок.
Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
Такие проекты подходят и для занятий по профориентации. Ученик может, например, проверить, получится ли у него быть педагогом, блогером, ведущим новостей и т.д.
Запись вебинара доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=wGBLIUNVo3Q

Понравился материал? Расскажите другим