Профилактика вредных привычек

О том, как проводить педагогическую профилактику вредных привычек, бороться с наркотизацией и приучать ребят к ЗОЖ рассказала Татьяна Филиппова.

Факторы риска

Не все современные программы по пропаганде здорового образа жизни эффективны. По данным исследований, подростки начинают употреблять наркотические вещества из любопытства. Приобщение к алкоголю во многих случаях и вовсе начинается в семье. Такая профилактическая работа как предупреждение о последствиях не приносит пользу, потому что дети живут одним днем. Единичные лекции медиков положительно влияют, разве что, на легковнушаемых детей, а часто даже вредят, вызывая интерес. При этом школьники – известная группа риска. Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается физическая зависимость, с которой уже не справиться ни педагогически, ни психологически. Поэтому очень важны первичная профилактика и системная работа.

В обучении есть незаметные для многих факторы риска, которые могут негативно повлиять на здоровье и привычки ребенка:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий.
  • Неадекватность требований к ребенку.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
  • Сверхраннее начало обучения.
  • Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса.
  • Недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии и психологии.

«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» предусматривает формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Корпорация «Российский учебник» предлагает УМК «Все цвета, кроме черного» для 1-6 классов, который позволяет организовать систему профилактики вредных привычек. Комплект был разработан в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.». Авторы учли возрастные категории, типичные проблемы ранней профилактики и разнообразие специфик образовательных учреждений. С 2003 года курс прошли около 2 000 000 школьников в 40 регионах России.

Ведение профилактической работы

Первичная педагогическая профилактика наркозависимости означает комплекс мер, предпринятых до первой пробы и для ее предотвращения. Цель курса «Все цвета, кроме черного» - общее формирование культуры здоровья, вытеснение из сферы интересов детей и подростков деятельности, связанной с употреблением вредных веществ.

Условия профилактической работы: 

  • Соблюдение СанПиНов.
  • Рациональная организация развивающих занятий
  • Индивидуализация обучения.

Этапы формирования культуры здоровья в школе:

  1. Подготовка:
  • Обустройство внутришкольной среды.

  • Рациональная организация учебного процесса.

  • Эффективная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной деятельности.

  • Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • Просветительская работа с родителями.

  1. Организация системной работы в рамках курса.
  2. Заключительный мониторинг, оценка эффективности программы.

Формы реализации курса:

  • Интеграция в базовые образовательные курсы: «Природоведение», «Окружающий мир», «ОБЖ», «Чтение», «Уроки здоровья». Актуально для начальной школы. Реализуют педагоги.
  • Факультативные занятия. Актуально для средней школы. Реализуют педагоги и психологи.
  • Внеурочная работа: классные часы. Реализуют педагоги, воспитатели, психологи, валеологи.
  • Досуговые мероприятия: экскурсии, викторины, конкурсы, праздники. В дополнение к системной работе с пособиями. Реализуют педагоги, воспитатели, родители. 

Выявление и коррекция сложностей в рамках программы

УМК «Все цвета, кроме черного» включает множество занимательных заданий для детей, которые помогают выявить основные проблемы, обращают на них внимание педагогов и родителей, направляют ребенка к заботе о своем здоровье. Например, задание «Режим дня» позволяет наглядно определить, соответствует ли деятельность ребенка установленным нормам. Сказки и диалоги учат школьника оценивать свои и чужие поступки, групповые игры развивают навыки общения и объединяют класс. Для педагогов программа становится курсом практический психологии, а для ребенка – способом узнать себя, поэтому если ученик не хочет публично обсуждать выполненное в рабочей тетради задание, не нужно заставлять его это делать.

Теги:Здоровый образ жизни,ОБЖ,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль