- Основное общее образование
- Среднее общее образование
- Основы безопасности и защиты Родины
- 10 кл.
- 11 кл.
- 5 кл.
- 6 кл.
- 7 кл.
- 8 кл.
- 9 кл.
- 15 мая 2018
- 8646
- 7 мин
Профилактика вредных привычек
О том, как проводить педагогическую профилактику вредных привычек, бороться с наркотизацией и приучать ребят к ЗОЖ рассказала Татьяна Филиппова.
Факторы риска
Не все современные программы по пропаганде здорового образа жизни эффективны. По данным исследований, подростки начинают употреблять наркотические вещества из любопытства. Приобщение к алкоголю во многих случаях и вовсе начинается в семье. Такая профилактическая работа как предупреждение о последствиях не приносит пользу, потому что дети живут одним днем. Единичные лекции медиков положительно влияют, разве что, на легковнушаемых детей, а часто даже вредят, вызывая интерес. При этом школьники – известная группа риска. Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается физическая зависимость, с которой уже не справиться ни педагогически, ни психологически. Поэтому очень важны первичная профилактика и системная работа.
В обучении есть незаметные для многих факторы риска, которые могут негативно повлиять на здоровье и привычки ребенка:
- Стрессовая тактика педагогических воздействий.
- Неадекватность требований к ребенку.
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
- Сверхраннее начало обучения.
- Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса.
- Недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии и психологии.
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» предусматривает формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Корпорация «Российский учебник» предлагает УМК «Все цвета, кроме черного» для 1-6 классов, который позволяет организовать систему профилактики вредных привычек. Комплект был разработан в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.». Авторы учли возрастные категории, типичные проблемы ранней профилактики и разнообразие специфик образовательных учреждений. С 2003 года курс прошли около 2 000 000 школьников в 40 регионах России.
Ведение профилактической работы
Первичная педагогическая профилактика наркозависимости означает комплекс мер, предпринятых до первой пробы и для ее предотвращения. Цель курса «Все цвета, кроме черного» - общее формирование культуры здоровья, вытеснение из сферы интересов детей и подростков деятельности, связанной с употреблением вредных веществ.
Условия профилактической работы:
- Соблюдение СанПиНов.
- Рациональная организация развивающих занятий
- Индивидуализация обучения.
Этапы формирования культуры здоровья в школе:
- Подготовка:
-
Обустройство внутришкольной среды.
-
Рациональная организация учебного процесса.
-
Эффективная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной деятельности.
-
Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
-
Просветительская работа с родителями.
- Организация системной работы в рамках курса.
- Заключительный мониторинг, оценка эффективности программы.
Формы реализации курса:
- Интеграция в базовые образовательные курсы: «Природоведение», «Окружающий мир», «ОБЖ», «Чтение», «Уроки здоровья». Актуально для начальной школы. Реализуют педагоги.
- Факультативные занятия. Актуально для средней школы. Реализуют педагоги и психологи.
- Внеурочная работа: классные часы. Реализуют педагоги, воспитатели, психологи, валеологи.
- Досуговые мероприятия: экскурсии, викторины, конкурсы, праздники. В дополнение к системной работе с пособиями. Реализуют педагоги, воспитатели, родители.
Выявление и коррекция сложностей в рамках программы
УМК «Все цвета, кроме черного» включает множество занимательных заданий для детей, которые помогают выявить основные проблемы, обращают на них внимание педагогов и родителей, направляют ребенка к заботе о своем здоровье. Например, задание «Режим дня» позволяет наглядно определить, соответствует ли деятельность ребенка установленным нормам. Сказки и диалоги учат школьника оценивать свои и чужие поступки, групповые игры развивают навыки общения и объединяют класс. Для педагогов программа становится курсом практический психологии, а для ребенка – способом узнать себя, поэтому если ученик не хочет публично обсуждать выполненное в рабочей тетради задание, не нужно заставлять его это делать.
Понравился материал? Расскажите другим