Учитель технологии: профстандарт и компетенции

Рассказали подробнее об обязанностях и возможностях учителей технологии .

Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии

Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области. В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

  • Компетенция в ведении образовательного процесса

  • Компетентность в организации воспитательной работы

  • Компетентность в установлении контактов с родителями

  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников

  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ

  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями

  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования

  • Креативная компетентность педагога

  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса

  • Компетентность в создании предметно-развивающей среды

  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею

  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их

  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий

  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике

  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)

  • ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897)

  • Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н)

  • Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253)

Технология. 6 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь предназначена для занятий с использованием учебника технологии для учащихся 6 класса, в котором представлены разделы «Творческая проектная деятельность», «Оформление интерьера», «Создание изделий из древесины и металлов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария». В тетради содержится вспомогательный графический и контрольный материал к практическим занятиям. Специально разработанные тесты помогут школьникам проверить знания, полученные на уроках технологии.

Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.

Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС

Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:

  • Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).

  • Определение места и роли предмета в системе общего образования.

  • Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.

  • Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.

В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания. Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.

Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:

  1. Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.

Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень: УМК Симоненко В.Д. (традиционная линия), УМК Симоненко В.Д. (универсальная линия), УМК Сасовой И.А. (метод проектов), УМК Кожиной О.А. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В.М. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.

Роль метапредметных компетенций учителя

Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС. Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель...» «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем...», «Формулировать цель деятельности, работая в группе...», " Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем...«.

В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей. В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).

Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты (Л, М, П)
Вид контроля
Дом. зад.
Дата
5 кл.
Урок-экскурсия
ДПИ: сущность, виды, многообразие. Народные промыслы моего края...
Наблюдение и анализ экспонатов школьного краеведческого музея
П. УУД – установление причинно-следственных связей...
     
8 кл.
Урок-дискуссия
Сферы и отрасли производства. Структурные подразделения предприятия. Уровни квалификации и образования
Исследоание деятельности предприятия. Анализ структуры предприятия
П. УУД – объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
     

Что касается проектного модуля, учтем два варианта подхода:

  • Формирование отдельных УУД на каждом уроке параллельно с достижением предметных результатов (традиционный подход).

  • Формирование системы взаимосвязанных УУД в рамках нескольких уроков, на которых осуществляется проектная (исследовательская) деятельность.

Для примера возьмем урок «Зачистка изделий из древесины», направленный на формирование и отработку умений. Школьники буду учиться выполнять зачистку поверхностей деталей из древесины. Варианты регулятивных УУД: «Ученик научится оценивать результат своей деятельности по сформулированным вместе с учителем критериям» или же «Ученик научится составлять алгоритм действий в соответствии с учебной задачей».

Так учитель постепенно передает свою метапредметную компетентность ученикам, помогая им применять в жизни новые знания. В целом можно сказать, что предмет «Технология» выходит на новый уровень, следуя небывалым темпам развития окружающей действительности. В нашей жизни происходят существенные изменениями, и они влекут за собой повышение требований к учителю практико-ориентированного направления — технологии.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Видео,Основное общее образование,Среднее общее образование,Статьи,Технология

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль