Простые времена глаголов во французском языке

«Шарм и красота французского языка часто заключаются в умении избавляться от того, что не является обязательным», — утверждал драматург Жюль Ренар.

Об избытке букв во французских словах мы говорили в статье Топ-10 интересных фактов о французском языке. Но «язык любви» щедр не только на буквы. Специалисты до сих пор спорят о том, сколько в нем времен глагола. Восемь? Восемнадцать? Двадцать пять? Давайте разберемся, как изучить времена во французском языке и не сойти с ума.

Мы не будем выяснять сколько существует  времен во французском языке, так как многие из них используются лишь в книжных текстах. Обратимся к тем, без которых невозможна живая речь.

Во французском языке, как и в русском, глаголы делятся на три  группы: настоящее, будущее и прошедшее время. Времена также зависят от наклонения: изъявительного, повелительного и условного. А в зависимости от способа образования они являются на «простыми» (состоят из одного глагола) или «сложными» (образуются с помощью вспомогательного глагола).

В этой статье мы рассмотрим примеры образования простых времен.

«Простые» времена:

  • Imparfait de l’indicatif (прошедшее незавершенное время);

  • Présent de l’indicatif (простое настоящее время);

  • Futur Simple (простое будущее время);

  • Impératif présent (повелительное наклонение);

  • Conditionnel présent (настоящее время условного наклонения);

  • Subjonctif présent (настоящее время сослагательного наклонения).

Французский язык как второй иностранный. 5 класс. Рабочая тетрадь с контрольными работами и текстами для чтенияШацких В.Н., Кузнецова И.Н.
Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекта (УМК) по французскому языку, предназначенного для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций, где французский язык изучается в качестве второго иностранного. Рабочая тетрадь содержит задания на закрепление, отработку и систематизацию изученного учебного материала, а также на развитие навыков и умений чтения, говорения, аудирования и письма. Включает контрольные работы и тексты для чтения. В комплект также входят учебник, книга для учителя и аудио приложение.

Спряжение глаголов в Imparfait de l’indicatif

Прошедшее незавершенное время может обозначать:

  • действие, которое не завершилось (Elle vous dit. Она вам говорила);

  • действие, которое неоднократно повторялось (On allait souvent au théâtre. Мы часто ходили в театр);

  • описание (Il était très gentil. Он был очень добрым).

Образуется от основы глагола 1-го л, мн.ч. настоящего времени с помощью окончаний -ais, -ais, -ait, -ions, -iez, -aient.

Исключение: être (основа -êt-).

Образец спряжения глаголов в Imparfait de l’indicatif

1 группа

(parler)

2 группа

(finir)

3 группа

(prendre)

Je

parlais

finissais

prenais

Tu

parlais

finissais

prenais

Il / elle / on

parlait

finissait

prenait

Nous

parlions

finissions

prenions

Vous

parliez

finissiez

preniez

Ils / elles

parlaient

finissaient

prenaient

Спряжение глаголов в Présent de l’indicatif

Простое настоящее время может обозначать:

  • действие, которое происходит в момент речи (Maintenant, nous mangeons. Сейчас мы едим);

  • действие, которое повторяется (Ils dorment souvent tard. Они часто спят допоздна);

  • вневременные понятия (Tout change avec le temps. Все меняется со временем).

Формы глаголов I группы образуются от основы инфинитива при помощи окончаний -e,  -es, -e, -ons, -ez, -ent.

В глаголах I группы на -cer, которые начинаются на -a и -o, с меняется на ç (nous commençons). В глаголах на -ger перед окончаниями, если они начинаются на и (nous mangeons), появляется буква e.

Формы глаголов II группы образуются путем присоединения окончаний -is, -is, -it, -ons, -ez, -ent к основе инфинитива. А в форме множественного числа возникает суффикс -iss-.

Глаголы III группы спрягаются по особым правилам: у них нет единых окончаний, а в некоторых меняется основа. Выделяют три группы окончаний единственного числа: 1) -s, -s, -t; 2) -x, -x, -t; 3) -е, -es, -e. И одну группу множественного числа: -ons, -ez, -ent.

Образец спряжения глаголов в Présent de l’indicatif

1 группа

(parler)

2 группа

(finir)

3 группа

(prendre)

Je

parle

finis

prends

Tu

parles

finis

prends

Il / elle / on

parle

finit

prend

Nous

parlons

finissons

prenons

Vous

parlez

finissez

prenez

Ils / elles

parlent

finissent

prennent

Источник www.vo-franciu.ru

Спряжение глаголов в Futur Simple

Обозначает действие, которое произойдет в будущем (Je vais au cinéma demain. Завтра я пойду в кино).

Образуется путем прибавления к неопределенной форме окончаний -ai, -as, -a, -ons, -ez, -ont.

Большинство глаголов III группы также спрягаются по этой системе, за исключением глаголов на -re: в них пропадает последняя -e (attendre → j’attendrai).

Но у некоторых глаголов при образовании Futur Simple меняется основа:

aller — ir-; apercevoir — apercevr-; asseoir — assoir-; avoir — aur-; cueillir- cueiller-; courir — courr-; devoir — devr-; être — ser-; falloir — il faudra; faire — fer-; mourir — mourr-; pleuvoir — il pleuvra; pouvoir — pourr-; recevoir — recevr-; savoir — saur-; tenir — tiendr-; valoir — il vaudra-; venir —viendr-; voir — verr-; vouloir — voudr-.

Образец спряжения глаголов в Futur Simple

1 группа

(parler)

2 группа

(finir)

3 группа

(prendre)

Je

parlerai

finirai

prendrai

Tu

parleras

finiras

prendras

Il / elle / on

parlera

finira

prendra

Nous

parlerons

finirons

prendrons

Vous

parlerez

finirez

prendrez

Ils / elles

parleront

finiront

prendront

Источник www.vo-franciu.ru

Спряжение глаголов в Impératif présent

Может выражать просьбу, пожелание, совет или приказ. Impératif présent имеет формы только второго лица в ед. и мн.ч.  (Danse! – Танцуй!; Dansez! – Танцуйте!) и первого лица в мн.ч. (Dansons! – Танцуем!).

У большинства глаголов форма повелительного наклонения совпадает с формой настоящего времени. Только у глаголов III группы на -vrir / -frir  и глаголов на -er исчезает окончание -s во 2 л. ед.ч.

Четыре глагола спрягаются по особой системе в Impératif présent:

  • avoir: aie; ayons; ayez

  • être: sois; soyons; soyez

  • savoir: sache; sachons; sachez

  • vouloir: veuille ( «tu» ); veuillez ( «vous» ).

Спряжение глаголов в Conditionnel présent

Может выражать:

  • действие, которое может произойти (Je mangerais si j'avais faim. Я бы поел, если бы проголодался);

  • желание (J'aimerais revoir ça.  Я бы хотел увидеть это снова).

Образуется с помощью основы инфинитива и окончаний -ais, -ais, -ait, -ions, -iez, -aient.

Форма Conditionnel présent III группы глаголов образуется от основы Futur simple.

Некоторые глаголы III группы на -re теряют конечную -e и присоединяют окончания. Если глаголы III группы меняли свои основы в Futur simple, они так же изменяются в условном наклонении.

Образец спряжения глаголов в Conditionnel présent

1 группа

(manger)

2 группа

(grandir)

3 группа

(prendre)

Je

mangerais

grandirais

prendrais

Tu

mangerais

grandirais

prendrais

Il / elle / on

mangerait

grandirait

prendrait

Nous

mangerions

grandirions

prendrions

Vous

mangeriez

grandiriez

prendriez

Ils / elles

mangeraient

grandiraient

prendraient

Спряжение глаголов в Subjonctif présent

Может обозначать:

  • одновременность или следствие по отношению к моменту в прошлом;

  • действия, которые происходят сейчас или произойдут в будущем.

Чтобы образовать формы для «je» , «tu» , «il / elle / on», «ils / elles» к основе глагола 3 л. ед.ч. Présent изъявительного наклонения прибавляются окончания -e, -es, -e, -ent.

Формы для «nous», «vous» образуются от основы глагола в 1 л. мн.ч. Présent изъявительного наклонения с помощью окончаний -ions, -iez.

Исключение из правила составляют глаголы III группы: aller (que j’aille, que nous allions), аvoir (que j’aie, que tu aies, qu’il ait, que nous ayons, que vous ayez, qu’ils aient), еtre (que je sois, que tu sois, qu’il soit, que nous soyons, que vous soyez, qu’ils soient), faire (que je fasse), falloir (qu’il faille), pleuvoir (qu’il pleuve), pouvoir (que je puisse), savoir (que je sache), valoir (que je vaille, que nous valions)? vouloir ((que je veuille, que nous voulions).

Французский язык как второй иностранный. Базовый уровень. 10–11 классы. УчебникШацких В.Н. и др.
Учебник является основным компонентом учебно-методического комплекта по французскому языку и предназначен для школ, в которых французский язык изучается как второй иностранный.

Образец спряжения глаголов в Subjonctif présent

1 группа

(manger)

2 группа

(grandir)

3 группа

(prendre)

Je

mange

grandisse

prenne

Tu

manges

grandisses

prennes

Il / elle / on

mange

grandisse

prenne

Nous

mangions

grandissions

prenions

Vous

mangiez

grandissiez

preniez

Ils / elles

mangent

grandissent

prennent

Рекомендации по изучению системы французских времен

Как-правило, многие изучают времена в отрыве от контекста. Это чревато тем, что при говорении учащиеся испытывают трудности в выборе формы глагола. Попробуйте строить обучение этому навыку на работе с текстом. Добавьте в урок чтение французских газет или журналов, в которых используется современная речь. Это не только расширит словарный запас школьников, но и поможет усвоить формы основных времен. Вы найдете подходящие отрывки из популярных французских изданий в учебнике В.Н. Шацких Французский язык. Базовый уровень. 10-11 классы.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Марианна Капущак

Филолог, пишущий редактор, блогер

Теги:Статьи,Французский язык

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль