16 ассоциаций Карла Юнга: методика самопомощи для детей и взрослых

Учимся искать ответы в самих себе.

Скорее всего, вспоминая собственные разговоры из детства со взрослыми, вы согласитесь, что директивный стиль подачи информации до адресата практически не доходит: пролетает мимо ушей; рикошетит, как о стенку горох; вызывает сопротивление и бунт; либо — и это самое печальное — подавляет волю. С тех пор мало что изменилось. И теперь ваши собственные дети воспринимают мудрость, которая подаётся под давлением, примерно так же.

Обыгрываем ситуацию

Наверняка у вас есть воспоминания о том, как вы перенимали опыт старших через игру, увлекательные рассказы или наблюдая личный пример. И это то, что действительно работает. Ведь не случайно кто-то мудрый когда-то сказал: «Не воспитывайте детей — они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Оказывается, игра — отличный вариант поучаствовать в воспитании ребёнка, не поучая его. Игровые практики мягко помогают через самопознание и самоисследование формировать собственные ценности и опоры.

Предлагаю простую технику, которую можно использовать для проработки ограничивающих убеждений, поиска решений, выяснения причин и получения ясности по самым разным запросам. Понадобится только карандаш и лист бумаги.

Для начала рекомендую сделать практику самостоятельно. А когда поймете, как она работает, сможете помочь и близким.

В чём суть

Техника «16 ассоциаций» опирается на концепцию о том, что все ответы уже есть у нас внутри — в глубинах бессознательного, просто не всегда у нас самих есть к ним доступ.

Сформулируйте запрос, по которому вам нужно больше ясности, в виде слова, словосочетания или короткого предложения. Тема может быть любая: отношения, уровень дохода, любимое дело, идеи для проектов, нестандартные решения, ваши страхи или сильные стороны, что угодно. Имейте в виду: чем понятнее и чётче запрос, тем легче вам будет с ним работать.

Например, вы хотите написать книгу, но почему-то никак не можете начать, и даже когда выделяете для этого время, в итоге почему-то занимаетесь совсем другими делами. Запрос можно исследовать с разных сторон: «Почему я не пишу?», «Как мне начать?», «Что для меня значит написать книгу?», «Что произойдёт, если я напишу книгу?». Ещё можно рассмотреть понятия «Я писатель» или «Моя книга».

Как найти ответы

  1. Возьмите карандаш, расположите лист бумаги горизонтально и наметьте на нём табличку. Или можно просто пронумеровать 16 строк. Оставьте место для заголовка — это и будет ваш запрос.

  2. Теперь постарайтесь не задумываться и как можно быстрее записать в левый столбец слова, которые возникают в ответ на тему исследования. 16 пунктов. Можно больше, главное, кратно восьми: 16, 24, 32...

  3. Теперь все эти слова необходимо объединить в пары по порядку: 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т. д. Во второй столбик впишите ассоциации, которые приходят при объединении слов, и также объедините их в пары. В третьем столбце всё то же самое. Ну и наконец, четвертый. В конце вы получите одно ключевое слово.

В процессе важно не думать логически, а просто и весело писать то, что идёт. Даже если вам кажется, что слова, которые приходят на ум, уводят вас от сути и с запросом не сочетаются.
Шаблон таблицы «16 ассоциаций» по методу Карла Юнга

Шаблон таблицы «16 ассоциаций» по методу Карла Юнга

Как анализировать результат

  1. Посмотрите на итоговое слово. Как оно соотносится с вашим запросом? Что даёт вам это знание, как оно может вам помочь? Если бы это слово было ответом, то что бы это значило?

  2. Обратите внимание на последнюю пару слов — они тоже могут быть интересны. Включите их в контекст исследования и прислушайтесь к ощущениям.

  3. Если в вашей таблице есть повторяющиеся ассоциации или какие-то слова постоянно возникали в голове в процессе работы, рассмотрите их отдельно. Возможно, они содержат подсказки.

  4. Если вы ищете неожиданную идею для проекта, то какая-то из ассоциаций (не обязательно последняя) может стать путеводной ниточкой, с которой всё начнётся. Относитесь к процессу как к творческой игре, при этом оставайтесь внимательны и открыты — и подсознание само выдаст вам все ответы.

Рекомендуем

Как помочь ребёнку

Имеет смысл не навязывать своё видение, а следовать за интересом ребёнка — в чём ему хочется глубже разобраться, какой ответ получить. Это может быть довольно весело. Просто преподнесите технику ассоциаций как игру, в которой чем меньше думаешь и чем больше даёшь уму порезвиться, тем лучше.

Например, школьник волнуется перед экзаменом. Предложите ему исследовать и само слово, и связанные с ним страхи: «Сдам экзамен на двойку». Уже в процессе игры, даже не доходя до ключевого слова, вы увидите, чего на самом деле боится ребёнок, и сможете развеять многие из его тревог через искреннее деликатное обсуждение. Ведь обычно дети больше всего опасаются негативной реакции родителей и последствий, которые им светят за плохие оценки. Пока будете разговаривать, заодно рассмотрите и свои переживания по поводу детских двоек. Возможно, в итоге вам обоим удастся снизить градус напряжения и переменить отношение к экзаменам.

Точно так же можно помочь ребёнку разобрать вопросы дружбы, найти неожиданную идею для творческого проекта, сформировать собственную позицию по любому вопросу, подвергнуть сомнению убеждения, которые не дают двигаться вперёд.

Меньше напрягайтесь, больше веселитесь в процессе. Играйте, исследуйте, обсуждайте, стройте фантастические теории, придумывайте сказки через эти 16 ассоциаций. Тем самым вы создадите нечто большее, чем результаты исследований. Вы создадите ценные воспоминания! Которые и будут главной опорой и фундаментом личности вашего ребёнка, ведь в их основе будет лежать любовь и доверие.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль