
Екимова Анна Николаевна
Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Бологое, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Хороших знаний недостаточно, если речь идет об олимпиаде или конкурсе. Важна еще и психологическая готовность.
Конкурс — это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Это творческий процесс, который предполагает не только проверку уровня знаний участников. Это то мероприятие, где дети попадают в нестандартную обстановку. Поэтому так важна психологическая готовность ребенка. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, умение справляться со стрессовыми ситуациями — все это зачастую остается где-то в другом мире, и на олимпиаде ребенок теряется, испытывает страх и даже забывает то, что успел выучить. Задача педагогов — подготовить детей, чтобы они смогли достойно показать себя на соревнованиях. Так как же это сделать? Давайте разбираться.
Стрессогенные факторы:
Все это может провоцировать тревогу и привести к дезорганизации ученика, к снижению концентрации внимания, работоспособности, растерянности. Из-за невозможности контролировать себя ученик может внезапно забыть все то, что знал.
Психологические характеристики участника конкурса:
Кстати, возможность высоких достижений в жизни обеспечивает эмоциональный интеллект — самомотивация, устойчивость к разочарованию, контроль над своим эмоциональным состоянием. Участие в конкурсах и олимпиадах помогает развить все эти качества.
Как конкурсы влияют на компетенции учеников?
Опыт побед и поражений, который ученик приобретает, становясь участником конкурсов, помогает выстроить представление о собственных возможностях и самоутвердиться. Но уверенности в знаниях недостаточно — важно, чтобы ученик обладал психологической готовностью к участию в соревновательных и конкурсных мероприятиях.
Компоненты психологической готовности:
Социально-психологическая подготовка — важнейший этап, который нельзя пропускать, если школьник собирается принять участие в олимпиаде. Сверьтесь со своеобразным чек-листом психологической подготовки — все ли пункты про вашего ученика?
Ребенок, психологически готовый к участию в профессиональных конкурсах:
Цель — выделение и осознание у учащихся мотивов участия в конкурсе и принятие их, как личностно значимых. Для определения ведущих мотивов участия ребят в конкурсах применяют следующие психодиагностические методики:
Психологическое интервью
Определение и осознание целей — «Что я хочу получить в результате участия в конкурсе?»
Обычно этот процесс происходит в ходе психологического тренинга (техника Психосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела»
позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность ребят. Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.
Правило, которое нужно соблюдать при постановке цели:
Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» — получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» — получишь желаемый результат.
Цель: осознание и понимание своих стремлений, а также текущей ситуации и убеждений. Видение своих возможностей и ресурсов. Понимание действий, которые важно предпринять для достижения личных и профессиональных целей.
При помощи техники GROW мы можем провести работу сразу на двух этапах, выявив мотивы, цель и шаги, которые необходимо предпринять для достижения цели. Эту модель можно использовать не только для подготовки к конкурсам, но и для того чтобы помочь детям осознать свои возможности, ресурсы, свое сегодняшнее состояние.
Подготовьте карточки самостоятельно (например, в бесплатном онлайн-редакторе Canva), распечатайте их.
Сначала выявляем запрос ученика. Затем в открытом виде располагаем на столе 5 карт-слов из модели GROW:
А после каждую карточку GROW накрываем одной картой из колоды ассоциативных карт (МАК-карты) рубашками вверх. Можно, например, взять ресурсную колоду «Из сундука прошлого».
Потом шаг за шагом ребенок переворачивает ассоциативные карточки и оставляет их лежать картинками вверх на тех же картах GROW, где они первоначально и располагались.
Попросите ребенка описать, что изображено на картинке. Что эта за метафора? Что она значит? Как это можно связать с целью*? Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
*Так мы работаем с каждой карточкой: с целью, реальностью, препятствием, возможностями, шагами.
Смысл работы с МАК-картами заключается в том, что каждый человек увидит в изображениях свое и попытается истолковать смысл применимо к собственной ситуации.
Внимательно слушайте ребенка. Если вы услышите негативные самокритичные высказывания, спросите школьника, на основании каких фактов он делает такие суждения. Задача этого этапа — не скатиться в самокритику. Ребенку важно понять и осознать текущую ситуацию без эмоций, основываясь исключительно на фактах. Фиксируйте все, что говорит ребенок — это основной материал для вашей работы с ним.
Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом. Психолог на этом этапе проводит индивидуальные
консультации по запросам педагога и самого ученика.
Мотивы участия в олимпиадах (конкурсах) по А. И. Савенкову
Цель — выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося. Реализация цели происходит в ходе участия ребенка в психологическом тренинге личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию
своего «Я». В арсенале педагогов-психологов имеются аналогичные программы тренингов.
Цель: работа с ограничивающими убеждениями эмоционального характера.
Инвентарь: бумага А4, ручка.
В условиях сложных эмоциональных реакций детям сложно проявлять самоконтроль. К тому же, извне дети постоянно получают множество негативных установок и убеждений. Родители и учителя то и дело могут неосознанно закладывать ребенку негативные установки и страхи быть каким-то не таким. И так формируется фиксированное отношение ребенка к самому себе, к другим и к миру. И если взрослые люди способны фильтровать поступающую информацию и выставлять некую психологическую защиту к установкам и требованиям окружающих, то детям это делать в разы сложнее.
Ход работы:
Цель — обучить школьников наиболее продуктивному способу научной организации труда, снять тревожность и провести профилактику «эмоционального выгорания» перед конкурсом.
Этап делится на шаги:
Цель: снять эмоциональное напряжение, осознать, из чего складывается ощущение веры в себя, определить шаги по развитию уверенности.
Инвентарь: колоды «Диксит», «Эмоции судьбы», любые ресурсные колоды.
На листочке А4 рисуем шкалу, на левом краю отмечаем 1, на правом — 10.
Просим ребенка описать чувство веры в себя, когда они на 10 баллов из возможных 10-ти.
— Как это для тебя?
— Что происходит в этих 10 баллах?
— Как ты понимаешь, что это именно 10?
Записывайте все, что говорит школьник о своем состоянии уверенности, когда оно на 10.
Насколько баллов он может оценить свою уверенность в себе на данный момент?
— Какая это цифра по шкале?
— Что происходит на этой цифре с состоянием уверенности?
Попросите ребенка вытянуть карту, соответствующую его уверенности. Расспросите школьника, что он видит на картинке, какие ассоциации она у него вызывает.
Дальше поднимайтесь по шкале — от состояния сейчас до 10-ти. Пусть ребенок определит на каждом этапе свое состояние. Что изменяется? Почему растет уверенность? Что для этого нужно сделать?
Попросите ребенка озвучить и записать 3-5 пунктов плана для развития уверенности и поделиться выводами после упражнения.
Что происходит на картинке (опиши, что конкретно ты видишь — предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений).
Что ты чувствуешь? (важно, чтобы это были именно чувства, а не мысли).
Что, по твоему мнению, сейчас происходит на картинке? Что на картинке привлекло твое внимание больше всего? почему?
Если на картинке изображен человек — кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек — твоя внутренняя часть, то какая? Что эта часть твоей личности хочет до тебя донести? Какова ее точка зрения на проблему?
Если на картинке изображено взаимодействие людей — кто из этих людей ты? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
Если на картинке изображён пейзаж — где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
Если на картинке имеются различные предметы — для чего они служат? Как бы ты мог их применить в контексте выбранной темы? Где в твоей жизни есть место для таких вещей?
Цель: путем стимулирования определенных энергетических точек восстановить нормальное функционирование энергетической системы.
Техника простукивания работает с любым видом эмоционального стресса — это тревога, страхи, вина, все виды зависимостей, ограничивающие убеждения, которые не дают людям создать успешную процветающую жизнь, а также — физическая боль и болезни. Любая проблема, которая имеет эмоциональную основу, может быть исцелена с помощью этого метода.
Этапы выполнения:
1-й круг
2-й круг
А теперь продолжайте простукивание по кругу, начиная с точки каратиста и просто
говорите о том, что вы чувствуете, на каждой новой фразе передвигаясь на следующую точку.
N-й круг
Простучать каждую точку, произнося фразу «Даже если мне никак не удается преодолеть эту проблему, не важно, по какой причине,я люблю себя и принимаю полностью таким, каков я есть» или же «Даже если я не верю, что этот метод может разрешить мою проблему, я принимаю себя таким каков я есть».
Сделайте несколько раундов, простучите несколько кругов. Первый круг — принятие себя таким какой есть. Второй круг — мысли, эмоции, воображение, которые приходят.
Третий круг — причины и все источники этой проблемы.
N-й круг — завершающая фраза.
Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Бологое, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Понравился материал? Расскажите другим