Основы безопасности жизнедеятельности сегодня
Нынешние педагоги (и уж тем более ученики) затрудняются ответить, какими именно знаниями из сферы безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник. История предмета «ОБЖ» отсылает к концу Великой Отечественной войны, когда в школах ввели уроки военной подготовки. Со временем эти занятия трансформировались в известный сегодня предмет.
Уже изначально занятия по ОБЖ представляли собой смесь физкультуры, экологии, медицины и других дисциплин. Согласитесь, достаточно широкие области знаний — и объемы информации в них только растут (в геометрической прогрессии). При этом на ОБЖ большинство школ отводит 1 час в неделю (в отдельных гимназиях – 2 часа).
Авторы новой программы постарались сохранить преемственность популярного курса для 5-9 классов от заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. При этом программа учитывает возраст и потребности выпускников. Например, дано много заданий для самоконтроля и четко прописаны критерии оценивания знаний, поскольку некоторые ученики 10-11 классов предпочитают изучать ОБЖ самостоятельно дома, а в школе готовиться к экзаменам. Структура УМК обеспечивает базовый уровень образования за 35 часов в год.
Помимо самого учебника, УМК включает в себя ЭФУ, а также бесплатные рабочую программу и методическое пособие.
Курс является авторским, при этом он содержит давно проверенные методики и охватывает привычные темы. Рассмотрим подробнее на примере нового УМК эффективный и актуальный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности.
Цели преподавания ОБЖ
Передача знаний о стратегиях и тактиках обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Передача знаний о правах и обязанностях личности, гражданина и государства.
Формирование таких жизненно важных умений, как предвидение опасности, адекватная реакция на экстренные ситуации, использование ресурсов для устранения опасности.
Формирование бережного отношения к своему здоровью (здорового образа жизни / ЗОЖ).
Воспитание чувства причастности к сохранению безопасности в обществе, в государстве.
Формирование активной гражданской позиции для сохранения мира и правового поведения в конфликтах.
Воспитание ценностного отношения к жизни и к среде обитания.
Развитие духовных и физических качеств, таких как культурное поведение, самодисциплина.