Раскрытие способных учеников: примеры заданий
Вопросы для исследований
Как люди общались друг с другом до возникновения языка?
Почему врач, когда смотрит в горло, просит произнести звук [а], а не [у], [о] или [и]?
Кто придумал буквы, которые мы сейчас используем?
Есть ли какие-то предметы, для которых не придуманы слова?
Игра «Отгадай слово»
Количество участников: от двух человек и больше.
Цель игры: отгадать и произнести загаданное слово.
Ход игры: участник загадывает недлинное слово (из одного-двух слогов) и произносит по порядку звуки, из которых оно состоит. Например: [с], [л], [о], [н] – слон. Тот, кто отгадал слово, становится ведущим и загадывает новое слово.
Групповое задание «Стечение согласных»
Иногда в слове идет подряд несколько согласных звуков, это называется стечением согласных. Например: скамейка, стрекоза, ствол. Как вы думаете, сколько в слове согласных звуков может быть подряд? Кто сможет подобрать слово, в котором рядом стоит самое большое количество согласных звуков?
(Дается вместе с познавательной информацией о том, что в сербском, чешском, немецком языках стечение согласных встречается очень часто. Рекордсмен: грузинский язык – в нем встречаются слова, в которых есть девять согласных подряд!)
Задание «Изучаем звукопись»
Отгадай, кто произносит слова в стихотворении И. Токмаковой:
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши!
Надоела нам вода!
Задание «Пополни словарный запас»
Подбери как можно больше синонимов к словам «воин», «смелый», «бороться».
Задание «Жители городов»
Кого называют «ярославцы», «москвичи», «смоляне»? Подумай, как называют жителей Рязани, Новгорода, Санкт-Петербурга, Тулы, Калуги? Как называют жителей города, в котором ты живешь?
Задание «Восприятие звуков»
Нарисуй сказочных животных, которых зовут Шурыхчень и Аламоня. Сравни свои рисунки с рисунками одноклассников. Какое из животных получилось ласковым, мягким, пушистым, а какое сердитым, страшным, колючим? Почему?