Работа с родителями детей с ОВЗ

Работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, ведется специалистами сопровождения. Наиважнейшая роль в ней отводится учителю.

Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ

Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.

Влияние родительских страхов на поведение детей

Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

  • Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.

  • Страх невозможности интеграции ребенка в социум.

  • Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.

  • Страх вынести за пределы семьи свою проблему.

  • Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности.

Стратегии поведения

1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.

Индивидуальные методы работы учителя с родителями

Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

  • Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:

1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей

2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.

 Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»

  • Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель — узнать микроклимат семьи и ее готовность  к совместной со школой работе.

  • Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

  • Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.

  • Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.

  • Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.

  • Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.

Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.

Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы:

  • Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ  возглавляет его родитель.

  • Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.

  • Введение родителей в состав родительского комитета

  • Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.

  • Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.

 Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором –  родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них  «Цвет настроения».

Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.

1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»

2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.

3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»

4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.

5. Учитель просит  каждому назвать свой выбранный цвет.

В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.

Общий результат такой работы учителя - отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».

Лариса Новицкая

Психолог, коуч ICU

Теги:Инклюзивное образование,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль