Разрабатываем индивидуальный проект «Я выбираю профессию»

В этом материале предлагаем вам варианты разработки и реализации социальных проектов по профессиональному самоопределению.

По данным социологов около 60% выпускников школ еще не спланировали свою взрослую жизнь и не определились с выбором будущей специальности. Сегодня выбор сферы профессиональной деятельности — это представления личности о будущем, которые являются и жизненным планом, и индивидуальной программой развития.

Очень часто ошибки при выборе будущей специальности откладывают негативный отпечаток не только на профессиональную деятельность, но и на всю жизнь человека в целом.

«Когда мы проектируем свою жизненную траекторию, мы должны ответить на следующие вопросы: что я хочу и что мне интересно? Какие у меня ценности? Процесс жизненного определения длительный и затрагивает многие аспекты: личностного, профессионального семейного и социального самоопределения»

Существуют определенные правила при выборе профессии, на которые стоит опираться. Смысл заключается в определении оптимальной зоны пересечения ваших личных жизненных, профессиональных интересов. Также следует учитывать возможности организма, социальный фактор и потребности рынка труда.

«ХОЧУ» — это личные цели и ценности, профессиональные интересы и познавательные потребности.


«МОГУ» — познание себя, своих склонностей и способностей, состояния здоровья.


«НАДО» — знание профессиональной сферы и тенденций развития рынка труда, разумная оценка путей и средств достижения цели.

При выборе профессий мы должны определить зоны совпадений между желаниями, возможностями и социальными потребностями. Исходя из полученного результата, планировать вашу профессиональную карьеру с позиции использования проектной деятельности.

Проектирование

Проектная деятельность — это деятельность, направленная на создание чего-то нового. Также это процесс создания какого-либо нового «продукта», имеющего личную или социальную значимость. 

Проектная деятельность — это особенная интерактивная технология, которая имеет определенные специфические характеристики.

Проект — этот тот вид деятельности, который многие будут осуществлять первый раз в своей жизни. А поскольку это будет происходить впервые, могут возникать ошибки. Не стоит этого бояться, необходимо проявить максимум внимательности и сосредоточенности и верить в свои силы.

Проектная деятельность строится поэтапно, на каждом из которых есть свои алгоритмы, которых стоит придерживаться. Алгоритмы характерны и для проектирования стратегии профессиональной карьеры:

  1. Поисковый этап. Выявляются имеющиеся проблемы, производится поиск нужной информации. Сбор и систематизация информации о сферах профессиональной деятельности и прогнозах развития рынка труда.

  2. Конструкторский этап — это разработка жизненного плана.

  3. Технологический этап. Проводится индивидуальная психодиагностика, выполнение профессиональных проб, знакомство с учебными заведениями.

  4. Аналитический этап. Здесь мы определяем уровень подготовленности в выбранной профессии. Далее следует подготовка плана реализации проекта, оценка и анализ результатов проектной деятельности.

Начать следует с обдумывания проблемы выбора профессии. Необходимо ответить на вопросы, связанные с вашими жизненными интересами, способностями и талантами, а также прогнозировать потребности рынка труда на ближайшие 5 лет. После обдумывания приступаем к составлению личного плана. Его можно написать в произвольной форме, а можно составить в формате письма своим бывшим одноклассникам через 20 лет после окончания школы:

«Скоро ты закончишь школу и вступишь во взрослую жизнь. Тебе предстоит самостоятельно решать все жизненные проблемы. Сегодня мы предлагаем тебе немного помечтать и пофантазировать. Представь себе, что ты уже взрослый человек, который окончил школу 20 лет назад (т.е. тебе 35-38 лет).  Твои бывшие одноклассники решили организовать вечер встречи выпускников, но по объективным причинам ты не можешь на нем присутствовать. Ты решаешь написать письмо своим одноклассникам, в котором подробно планируешь описать свою жизнь за эти 20 лет.  Будем условно считать, что всем твоим одноклассникам предложено ответить на определенные вопросы в письменной форме, а все письма с ответами будут оформлены в летопись вашего класса. Таким образом, каждый твой одноклассник сможет узнать о твоих жизненных достижениях и планах на будущее. Предлагаем тебе определенный перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Собственно, это и будет твой личный жизненный план».

Разрабатываем индивидуальный проект

Предложенный формат индивидуального проекта — это научно-педагогический формат, который был апробирован на практике. Вы можете взять его полностью или адаптировать под себя.

1 этап — информационная часть

  • Краткая личная характеристика (познавательные интересы и хобби, личные достижения, семейные традиции)

  • Выбор сферы деятельности, привлекающей тебя:
    – виды деятельности (профессиональная деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые);
    – перечень профессий и профессиональные качества личности;
    – аргументы выбора профессии (личностные, финансовые, общественные, семейные).

  • Основное содержание профессии (характеристика профессии; предприятия и организации, имеющие такие профессии, характер труда).

  • Требования к работнику (состояние здоровья, образовательный уровень, трудовые умения, качества личности).

  • Уровень профессионального образования для профессии (уровни образования, какие учебные заведения готовят специалистов по профессии, профессиональная квалификация по окончании образовательного учреждения, сроки обучения, вступительные испытания).

2 этап — аналитическая часть

Определение индивидуального уровня подготовленности к профессии осуществляется по следующим критериям:

  • информационная подготовленность — наличие достаточного объема информации о профессии, знание профессиональных требований;

  • образовательная подготовленность — наличие достаточного уровня предметных знаний, полученных за время обучения в школе (учебные предметы, которые особенно необходимы для профессии и оценки по предметам; перечень учебных предметов, которые являются вступительными испытаниями);

  • физиологическая готовность — состояние функционального здоровья и его соответствие медицинским требованиям к профессии;

  • психологическая готовность — состояние психофизиологических процессов, нервной системы, черты характера (определяется по конкретным показателям, указанным в таблице);

  • практическая готовность — наличие общетрудовых и практических предпрофессиональных умений и навыков; выполнение профессиональных проб (возможно наличие начального профессионального опыта);

  • нравственная готовность — сознательная отношение к профессии, понимание содержания профессиональной деятельности, знание и принятие специфики и трудностей в профессии, понимание значимости профессии и соответствие личным нравственным ценностям.

3 этап — проектная часть

Разработка плана реализации проекта по коррекции профессионально важных качеств и преодолению личного уровня несоответствия профессиональной подготовленности за время обучения в старшей школе: 

  • перечень проблем, которые необходимо решить за период обучения в старшей школе (по рейтингу);

  • способы, средства и сроки решения указанных проблем (в таблице);

  • предполагаемые результаты проектной деятельности (в таблице).

4 этап — контроль и итоги

  • Реализация плана проектной деятельности

  • Промежуточный контроль и корректировка плана

  • Подведение итогов проектной деятельности:

  • Соответствие результатов реализации проекта запланированным действиям;

  • Достижение глобальной цели: получение профессионального образования;

  • Удовлетворенность результатами проектной деятельности;

  • Потребность в продолжении социального проекта по проектированию стратегии профессионального саморазвития.

Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:

А вот Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках реализации Национальной стратегической Инициативы (НТИ) в 2014 г. разработало «Атлас новых профессий».

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, который поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут создаваться новые технологии и продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. 

Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы. Учебник Резапкина Галина Владимировна
Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. Учебник состоит из двух частей, в которых последовательно и полно рассматриваются вопросы самоопределения подростков на основе самодиагностики личностных особенностей, потребностей, мотивов труда и жизненных ценностей, знакомства с требованиями профессий и правилами планирования профессиональной карьеры. Может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности как средство активизации профессионального самоопределения учащихся 8—9 классов.

Материалы для скачивания

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Личный жизненный план.png

    Формат .PNG

    766.9 Кб

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Гилёва Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, методист по технологии ГК "Просвещение"

Калихова Евгения

специалист по связям с общественностью, пишущий редактор

Теги:Профориентация,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль