Лариса Новицкая
Психолог, коуч ICU
Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рассказывает о подходе к обучению детей с РАС и даёт советы по их эмоциональному и социальному развитию.
Особенности обучения детей-аутистов связаны с психическим расстройством. Оно характеризуется разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, в результате чего возникают трудности во взаимодействии и коммуникации с людьми. Если в классе есть ребёнок с расстройством аутического спектра, учителю нужно постоянно вести индивидуальную работу по его психо-эмоциональному и социальному развитию, сотрудничать с родителями и тьюторами. Кроме того, показывая пример чуткости и корректности, нужно проводить разъяснительную работу с классом.
Отрешенность от окружающего мира, неспособность формировать социальные контакты, сильная привязанность к родителям.
Нарушение социальной адаптации, избегание контактов с посторонними.
Задержка или регресс речевого развития, расстройства речи, отсутствие в речи личных местоимений.
Расстройство моторики.
Боязнь ярких внешних раздражителей.
Избегание зрительных и тактильных контактов, предпочтение бокового зрения.
Низкая способность к обучению, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
Отстутствие способностей к подражанию и приверженность стереотипной деятельности.
Непредсказуемая реакция на события.
Склонность к агрессии и самоагрессии.
Дети с РАС, в зависимости от уровня интеллекта и выбора их родителей, обучаются инклюзивно, в коррекционных классах и школах, на дому и обязательно имеют индивидуальный учебный план с четким ежедневным режимом. При полной инклюзии учитель дополнительно проводит коррекционно-развивающие занятия по одной из систем: АБА, ТЕАССН, сенсорная интеграция и другие.
Познакомимся подробнее с нейропсихологическим методом О. С. Никольской и Е. Р. Баенской. Цель метода: переконструировать нарушенные системы мозга и создать компенсирующие средства. Это делается за счет опоры на сохраненные звенья. В результате ребенок начинает самостоятельно обучаться и строить свое поведение. В методе соблюден интегративно-модульный подход: отработка усложняющихся предметно-манипулятивных заданий с речевым сопровождением, изменением ролевого поведения и интеграция их в единое целое.
Цель — развивать ассоциативное мышление.
Учитель выкладывает перед ребенком палочки разной длины.
Просит ребенка выбрать из общей груды длинные палочки.
Предлагает разложить все палочки на две кучки в зависимости от их длины.
Просит ребенка брать определенное количество палочек и сопровождать действие счетом вслух.
Просит ребенка выбрать нужное количество палочек по определенному признаку длины и выложить их на заранее написанные на ватмане цифры.
Результат приема — развитие ассоциирования признаков длины, количества и символа.
Формирование базовых коммуникативных функций.
Формирование социоэмоциональных навыков.
Формирование диалоговых навыков.
Цель — формировать умение определять принадлежность своих вещей и пользоваться собственными местоимениями.
Педагог раскладывает перед ребенком несколько его личных вещей и рюкзак. Затем просит сложить в рюкзак вещи.
Протягивает ребенку по очереди каждую вещь.
Когда ребенок берет вещь, педагог говорит от его имени: «Моя футболка», «Мои носки». Затем просит ребенка повторить фразу, и только после того, как ребенок повторит её, педагог даёт ему в руки вещь.
Педагог просит ребенка самому продолжить фразу.
Педагог: Моя...
Ребенок: …тетрадь.
Педагог просит ребенка ответить, чья это вещь.
Педагог: Чья машинка?
Ребенок: Моя машинка.
Если ребенок затрудняется ответить, педагог подсказывает ему: «Моя машинка». В результате ребенок осознает свои вещи и пользуется личными местоимениями.
Цель — формировать умение выражать радость и сообщать об этом.
В результате ребенок начинает адекватно выражать эмоции и сообщать о них.
Цель —формировать умение соблюдать правила социального поведения при разговоре.
1. Учитель составляет список «Правила разговора»:
Я называю по имени человека, с которым говорю.
Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.
Я смотрю на человека, с которым говорю.
Я стою рядом с человеком, с которым говорю.
Я слушаю, что мне говорят.
2. Кладет список на стол перед ребенком и зачитывает его.
3. Если ребенок читающий, то педагог просит прочитать ребенка, если нет — просит его повторять вслед за ним.
4. Учитель заучивает правила вместе с ребенком и периодически их повторяет.
В итоге ребенок приспосабливается самостоятельно вести диалог.
Психолог, коуч ICU
Понравился материал? Расскажите другим