Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС

Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рассказывает о подходе к обучению детей с РАС и даёт советы по их эмоциональному и социальному развитию.

Особенности обучения детей-аутистов связаны с психическим расстройством. Оно характеризуется разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, в результате чего возникают трудности во взаимодействии и коммуникации с людьми. Если в классе есть ребёнок с расстройством аутического спектра, учителю нужно постоянно вести индивидуальную работу по его психо-эмоциональному и социальному развитию, сотрудничать с родителями и тьюторами. Кроме того, показывая пример чуткости и корректности, нужно проводить разъяснительную работу с классом.

«Ребенок с РАС должен обрести в школе не только знания, но и социальные навыки»

При обучении детей-аутистов нужно учитывать особенности их восприятия:

  • Отрешенность от окружающего мира, неспособность формировать социальные контакты, сильная привязанность к родителям.

  • Нарушение социальной адаптации, избегание контактов с посторонними.

  • Задержка или регресс речевого развития, расстройства речи, отсутствие в речи личных местоимений.

  • Расстройство моторики.

  • Боязнь ярких внешних раздражителей.

  • Избегание зрительных и тактильных контактов, предпочтение бокового зрения.

  • Низкая способность к обучению, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

  • Отстутствие способностей к подражанию и приверженность стереотипной деятельности.

  • Непредсказуемая реакция на события.

  • Склонность к агрессии и самоагрессии.

Основные требования к обучению детей с расстройством аутического спектра

Дети с РАС, в зависимости от уровня интеллекта и выбора их родителей, обучаются инклюзивно, в коррекционных классах и школах, на дому и обязательно имеют индивидуальный учебный план с четким ежедневным режимом. При полной инклюзии учитель дополнительно проводит коррекционно-развивающие занятия по одной из систем: АБА, ТЕАССН, сенсорная интеграция и другие.

Познакомимся подробнее с нейропсихологическим методом О. С. Никольской и Е. Р. Баенской. Цель метода: переконструировать нарушенные системы мозга и создать компенсирующие средства. Это делается за счет опоры на сохраненные звенья. В результате ребенок начинает самостоятельно обучаться и строить свое поведение. В методе соблюден интегративно-модульный подход: отработка усложняющихся предметно-манипулятивных заданий с речевым сопровождением, изменением ролевого поведения и интеграция их в единое целое.

Приём «Развитие обобщения качеств»

Цель — развивать ассоциативное мышление.

  1. Учитель выкладывает перед ребенком палочки разной длины.

  2. Просит ребенка выбрать из общей груды длинные палочки.

  3. Предлагает разложить все палочки на две кучки в зависимости от их длины.

  4. Просит ребенка брать определенное количество палочек и сопровождать действие счетом вслух.

  5. Просит ребенка выбрать нужное количество палочек по определенному признаку длины и выложить их на заранее написанные на ватмане цифры.

Результат приема — развитие ассоциирования признаков длины, количества и символа.

Методы формирования навыков коммуникации имеют следующие направления:

  1. Формирование базовых коммуникативных функций.

  2. Формирование социоэмоциональных навыков.

  3. Формирование диалоговых навыков.

Варианты техник по каждому из них:

Определение принадлежности собственных вещей и использование личных местоимений

Цель — формировать умение определять принадлежность своих вещей и пользоваться собственными местоимениями.

  1. Педагог раскладывает перед ребенком несколько его личных вещей и рюкзак. Затем просит сложить в рюкзак вещи.

  2. Протягивает ребенку по очереди каждую вещь.

  3. Когда ребенок берет вещь, педагог говорит от его имени: «Моя футболка», «Мои носки». Затем просит ребенка повторить фразу, и только после того, как ребенок повторит её, педагог даёт ему в руки вещь.

  4. Педагог просит ребенка самому продолжить фразу.
    Педагог: Моя...
    Ребенок: …тетрадь.

  5. Педагог просит ребенка ответить, чья это вещь.
    Педагог: Чья машинка?
    Ребенок: Моя машинка.

Если ребенок затрудняется ответить, педагог подсказывает ему: «Моя машинка». В результате ребенок осознает свои вещи и пользуется личными местоимениями.

Умение выразить радость

Цель — формировать умение выражать радость и сообщать об этом.

  1. Педагог берет предмет, игра с которым радует ребенка. Например, это может быть игрушечный вертолет, и, становясь примерно на расстоянии трех шагов от ребенка, запускает вертолет.
  2. Улыбаясь, педагог кричит «Ура!» и хлопает в ладоши.
  3. Когда вертолет приземляется, педагог продолжает выражать радость и просит ребенка повторить свои действия.
  4. Глядя на ребенка, педагог говорит: «Весело!», «Здорово!» и просит ребенка повторить слова.
  5. Педагог повторяет ситуацию, проговаривая фразы: «Мне весело!». «Я рад!» и просит ребенка сказать эти фразы.
  6. Перед зеркалом имитирует вместе с ребенком эмоции с помощью мимики и жестов и комментирует их: «Мне весело!».

В результате ребенок начинает адекватно выражать эмоции и сообщать о них.

Формирование диалогового навыка «Правила разговора»

Цель —формировать умение соблюдать правила социального поведения при разговоре.

1. Учитель составляет список «Правила разговора»:

  • Я называю по имени человека, с которым говорю.

  • Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.

  • Я смотрю на человека, с которым говорю.

  • Я стою рядом с человеком, с которым говорю.

  • Я слушаю, что мне говорят.

2. Кладет список на стол перед ребенком и зачитывает его.

3. Если ребенок читающий, то педагог просит прочитать ребенка, если нет — просит его повторять вслед за ним.

4. Учитель заучивает правила вместе с ребенком и периодически их повторяет.

В итоге ребенок приспосабливается самостоятельно вести диалог.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Лариса Новицкая

Психолог, коуч ICU

Теги:Дошкольное образование,Инклюзивное образование,Начальное общее образование,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль