Лариса Новицкая
Психолог, коуч ICU
Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ формируют у них предметные, метапредметные и личностные компетенции в соответствии с ФГОС.
Рассмотрим, каким образом электронные учебники помогают детям с особенностями развития овладеть компетенциями, чтобы после окончания школы занять достойное место в социуме и иметь высокую международную конкурентоспособность.
Дети с ОВЗ приходят в школу со следующими проблемами:
нарушение двигательной сферы;
нарушение или своеобразие речи;
недостаточное развитие психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания);
нарушение умственной деятельности;
нарушение познания окружающего мира;
изменение способов коммуникации и средств общения;
трудности социокультурной адаптации и социокультурной интеграции, бедный социальный опыт;
замедленная скорость восприятия, приема и переработки поступающих сведений, объема воспринимаемой сенсорной информации;
сниженная психическая активность;
сниженный запас знаний и представлений о мире и самом себе;
незрелость мотивационной сферы, процесса целеполагания и планирования;
незрелость абстрактного мышления и несформированность операций обобщения и классификации;
проблемы с моторикой;
низкий уровень произвольности психологических процессов и поведения.
Разработанные в соответствии с ФГОС электронные формы учебников (ЭФУ), предлагаемые образовательной платформой LECTA, помогают успешно корректировать перечисленные проблемы и постоянно расширять «зону ближайшего развития» детей с ОВЗ.
Основные затруднения в обучении детей с ОВЗ создает физиологическое несовершенство их левого полушария, влияющее на речь, вербальную память, качество и последовательность мышления. Правое, связанное с образами, синтезом, одновременным синхронным сведением учебной информации в одно целое, является у них компенсаторным.
Практические задания ЭФУ с использованием высококачественной анимации, графиков, схем, таблиц, объясняющих связи и взаимодействия явлений окружающего мира, фиксируют внимание правого полушария и активизируют его. Через мозолистое тело информация переходит в левое полушарие и начинает его «пробуждать», обновляя и оздоравливая проходящие в нем нейрохимические процессы.
Разветвленная структура подачи материала и аудиподкрепление продолжают стимуляцию левого полушария, заставляя его выполнять свои функции: обеспечивать возможность говорить, писать, читать, считать, ставить цели, планировать и решать задачи.
В то же время, детям с нарушениями зрения, РАС, у которых доминирует левое полушарие, инструментарий ЭФУ помогает совершенствовать все качества правого: восприятие объектов во всей их красоте и целостности, эмоциональную сферу. Для них вся информация структурируется линейно.
Рассмотрим процесс на примере изучения биологии по электронному варианту учебника линии УМК Пономаревой (концентрическая) 5-9 класс.

В них, наряду с полным текстом печатного учебника, используется новый высококачественный мультимедийный инструментарий. Ярко и подробно объясняя сложные природные явления, учебники одновременно развивают центры мозга ребенка, отвечающие за моторику и интеллект. Так, ученик с моторно-двигательными нарушениями или с задержкой психического развития, концентрируя внимание на экран, мысленно воспроизводит все операции с физическими приборами или наглядным материалом по биологии.
Мозгу безразлично, происходит действие в реальности или в воображении. На нейрофизиологическом уровне он сразу активизирует все функции и системы моторики и через них воздействует на интеллектуальный центр, заставляя его работать. Если ребенок периодически мысленно «прокручивает» подобные видео и анимационные сюжеты, образуются новые нейронные связи, усиливающие полученный эффект.
Постепенно оба полушария мозга начинают более успешно взаимодействовать, и развивается способность к ассоциативному мышлению. Лишь такой тип мышления способен активизировать все познавательные процессы. Проанализируем, как это происходит.
Образы на экране становятся опорой построения собственных фраз и предложений, облегчается процесс речи.
Аудиальное сопровождение закрепляет в памяти экстралингвистические сигналы, сопровождающие речевую информацию.
Использование клавиатуры развивает центры головного мозга, связанные с речевой моторикой.
Видеосюжеты «социальных историй» развивают коммуникативную составляющую речи.
Это особенно важно для детей с проблемами ОПА и тяжелыми нарушениями речи.
Возможность корректировать устную и письменную речь дают учебники:
Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнева. Азбука 1 класс. Часть 1. Часть 2.
А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелева. Русский язык, базовый. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику. Часть 1. Часть 2.
объединение текста, видео- и аудиоинформации, иллюстраций развивает все каналы восприятия;
подбор цветовой пары текст-фон повышает уровень восприятия и увеличивает его объем;
распределение учебного материала на экране с учетом физиологических особенностей восприятия (33% данных мозг берет в правом верхнем квадрате экрана, 28 % — в верхнем левом, 23 % — в нижнем правом, 16 % — в нижнем левом — развивает целостность, последовательность, избирательность и умение перестраиваться).
Визуальные средства развивают наглядно-образное внимание и память.
Аудиальные средства развивают вербально-логическое внимание и память.
Интересные структурированные сюжеты развивают долговременную память.
Комфортное цветовое оформление развивает кинестетическую память.
Чтение правил, формул, определений, написанных с помощью шрифтов без засечек Arial,Verdana, требующих концентрации, развивает произвольное внимание и обеспечивает произвольное запоминание.
Чтение правил и определений, написанных приемом стихотворных строк и выделенных фоном и цветом, развивает зрительное и слуховое ритмическое восприятие и память.
Вариативность аудиосопровождения с паузами, изменением громкости голоса, тембра, ритма развивает слуховое восприятие и память.
Использование позитивной анимации развивает эмоциональную память.
ЭФУ, обеспечивая ребенку с ОВЗ индивидуальный темп обучения в соответствии с его особенностями зрения, слуха, мышления, памяти, здоровых анализаторов и их систем, адаптирует материал следующим образом:
группирует, классифицирует, структурирует его элементы;
создает схемы и ассоциативные связи, в том числе приемами мнемотехники;
достраивает материал для запоминания;
выделяет опорные пункты;
составляет план;
обеспечивает запоминание.
Например, как в учебнике О. А. Климановой «География», 5-6 классы

Благодаря этому ребенок, овладевая компетенцией уметь учиться и приобретая стойкую мотивацию к учебе, одновременно усваивает азы инициативности. Он сознательно определяет цели и сроки своей учебной работы, планирует и совершает шаги по их достижению, контролирует результат:
Сам задает желаемый режим общения с материалом.
Сам выбирает необходимый материал и наиболее удобную для себя форму и темп его изложения.
Сразу получает оценку своей работы.
Сам контролирует свой учебный прогресс.
Не боится совершить ошибку.
Математическое мышление напрямую связано с математической компетенцией, умением применять полученные в школе знания по математике в повседневной жизни. Ученикам с ОВЗ младших классов, особенно при ЗПР и СДВГ, с их утомляемостью и инфантилизмом, желанием не учиться, а играть, такие электронные учебники как «Математика» 1 класс, Г. К. Муравина и О. В. Муравиной дают возможность изучать математику в игровой форме и использовать ее на примере «социальных сюжетов».
Старшеклассники тоже с удовольствием и успешно выполняют задания электронных кроссвордов и интерактивных тренажеров. А возможность на экране разделить любую геометрическую фигуру на части, тщательно их изучить и снова свести в единое целое развивает логическое и абстрактное мышление, умение анализировать и обобщать. Трудности восприятия разных ракурсов геометрических фигур снижаются, когда дети наблюдают за анимационным процессом изменения положения фигуры в пространстве. В этом им помогают учебники «Геометрия» 7-9 классы И. Ф. Шарыгина.
Электронные учебники по геометрии и алгебре расширяют объем восприятия и внимания, учат ориентироваться в пространстве и манипулировать его объектами. Они пробуждают интерес к исследованию, желание постигать геометрию и алгебру, несмотря на их сложность.
Требование ЭФУ выполнять задания по жесткой определенной схеме обучает мозг ребенка работать по алгоритму: воспринял материал → удержал внимание → осмыслил → запомнил → совершил действие → получил результат. В итоге повышается уровень произвольности всех психических процессов и поведения.
Дети с ОВЗ могут успешно заниматься математикой (с учетом их «зоны ближайшего развития») лишь в спокойной и комфортной обстановке. Такую атмосферу им обеспечивает подбор цветовой палитры учебников.
Помогая ученикам с особыми образовательными потребностями освоить все необходимые школьные компетенции, электронные учебники щадят их здоровье и силы, обеспечивая минимум затрат нервной энергии на единицу прочно усвоенного учебного материала.
Кроме того, ряд психологов, в том числе нейропсихолог А. В Сиротюк и специалист инновационных форм и технологий образования С. А. Смирнов, полагают: ЭФУ не просто удобны для учеников с ОВЗ благодаря цветовому сочетанию, расположению учебного материала, мультимедийному оснащению, но имеют добавочный терапевтический эффект. Благодаря им учитель может целенаправленно регулировать периоды активности и спокойного состояния своих воспитанников.

Психолог, коуч ICU
Понравился материал? Расскажите другим