Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники

Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ формируют у них предметные, метапредметные и личностные компетенции в соответствии с ФГОС.

Рассмотрим, каким образом электронные учебники помогают детям с особенностями развития овладеть компетенциями, чтобы после окончания школы занять достойное место в социуме и иметь высокую международную конкурентоспособность.

Общие особенности развития детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ приходят в школу со следующими проблемами:

  • нарушение двигательной сферы;

  • нарушение или своеобразие речи;

  • недостаточное развитие психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания);

  • нарушение умственной деятельности;

  • нарушение познания окружающего мира;

  • изменение способов коммуникации и средств общения;

  • трудности социокультурной адаптации и социокультурной интеграции, бедный социальный опыт;

  • замедленная скорость восприятия, приема и переработки поступающих сведений, объема воспринимаемой сенсорной информации;

  • сниженная психическая активность;

  • сниженный запас знаний и представлений о мире и самом себе;

  • незрелость мотивационной сферы, процесса целеполагания и планирования;

  • незрелость абстрактного мышления и несформированность операций обобщения и классификации;

  • проблемы с моторикой;

  • низкий уровень произвольности психологических процессов и поведения.

Разработанные в соответствии с ФГОС электронные формы учебников (ЭФУ), предлагаемые образовательной платформой LECTA, помогают успешно корректировать перечисленные проблемы и постоянно расширять «зону ближайшего развития» детей с ОВЗ.

Познавательные процессы и полушарная асимметрия

Основные затруднения в обучении детей с ОВЗ создает физиологическое несовершенство их левого полушария, влияющее на речь, вербальную память, качество и последовательность мышления. Правое, связанное с образами, синтезом, одновременным синхронным сведением учебной информации в одно целое, является у них компенсаторным.

Практические задания ЭФУ с использованием высококачественной анимации, графиков, схем, таблиц, объясняющих связи и взаимодействия явлений окружающего мира, фиксируют внимание правого полушария и активизируют его. Через мозолистое тело информация переходит в левое полушарие и начинает его «пробуждать», обновляя и оздоравливая проходящие в нем нейрохимические процессы.

Разветвленная структура подачи материала и аудиподкрепление продолжают стимуляцию левого полушария, заставляя его выполнять свои функции: обеспечивать возможность говорить, писать, читать, считать, ставить цели, планировать и решать задачи.

В то же время, детям с нарушениями зрения, РАС, у которых доминирует левое полушарие, инструментарий ЭФУ помогает совершенствовать все качества правого: восприятие объектов во всей их красоте и целостности, эмоциональную сферу. Для них вся информация структурируется линейно.

Рассмотрим процесс на примере изучения биологии по электронному варианту учебника линии УМК Пономаревой (концентрическая) 5-9 класс.

Физика. 7 классГрачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В.
Электронная форма учебника (ЭФУ) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

В них, наряду с полным текстом печатного учебника, используется новый высококачественный мультимедийный инструментарий. Ярко и подробно объясняя сложные природные явления, учебники одновременно развивают центры мозга ребенка, отвечающие за моторику и интеллект. Так, ученик с моторно-двигательными нарушениями или с задержкой психического развития, концентрируя внимание на экран, мысленно воспроизводит все операции с физическими приборами или наглядным материалом по биологии.

Мозгу безразлично, происходит действие в реальности или в воображении. На нейрофизиологическом уровне он сразу активизирует все функции и системы моторики и через них воздействует на интеллектуальный центр, заставляя его работать. Если ребенок периодически мысленно «прокручивает» подобные видео и анимационные сюжеты, образуются новые нейронные связи, усиливающие полученный эффект.

Постепенно оба полушария мозга начинают более успешно взаимодействовать, и развивается способность к ассоциативному мышлению. Лишь такой тип мышления способен активизировать все познавательные процессы. Проанализируем, как это происходит.

Развитие речи

  1. Образы на экране становятся опорой построения собственных фраз и предложений, облегчается процесс речи.

  2. Аудиальное сопровождение закрепляет в памяти экстралингвистические сигналы, сопровождающие речевую информацию.

  3. Использование клавиатуры развивает центры головного мозга, связанные с речевой моторикой.

  4. Видеосюжеты «социальных историй» развивают коммуникативную составляющую речи.

Это особенно важно для детей с проблемами ОПА и тяжелыми нарушениями речи.

Возможность корректировать устную и письменную речь дают учебники:

  1. Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнева. Азбука 1 класс. Часть 1. Часть 2.

  2. Т. Г. Рамзаева Русский язык. 1 класс.

  3. А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелева. Русский язык, базовый. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику. Часть 1. Часть 2.

Развитие восприятия

  • объединение текста, видео- и аудиоинформации, иллюстраций развивает все каналы восприятия;

  • подбор цветовой пары текст-фон повышает уровень восприятия и увеличивает его объем;

  • распределение учебного материала на экране с учетом физиологических особенностей восприятия (33% данных мозг берет в правом верхнем квадрате экрана, 28 % — в верхнем левом, 23 % — в нижнем правом, 16 % — в нижнем левом — развивает целостность, последовательность, избирательность и умение перестраиваться).

Развитие внимания и памяти

  1. Визуальные средства развивают наглядно-образное внимание и память.

  2. Аудиальные средства развивают вербально-логическое внимание и память.

  3. Интересные структурированные сюжеты развивают долговременную память.

  4. Комфортное цветовое оформление развивает кинестетическую память.

  5. Чтение правил, формул, определений, написанных с помощью шрифтов без засечек Arial,Verdana, требующих концентрации, развивает произвольное внимание и обеспечивает произвольное запоминание.

  6. Чтение правил и определений, написанных приемом стихотворных строк и выделенных фоном и цветом, развивает зрительное и слуховое ритмическое восприятие и память.

  7. Вариативность аудиосопровождения с паузами, изменением громкости голоса, тембра, ритма развивает слуховое восприятие и память.

  8. Использование позитивной анимации развивает эмоциональную память.

Развитие мотивации, целеполагания, планирования

ЭФУ, обеспечивая ребенку с ОВЗ индивидуальный темп обучения в соответствии с его особенностями зрения, слуха, мышления, памяти, здоровых анализаторов и их систем, адаптирует материал следующим образом:

  • группирует, классифицирует, структурирует его элементы;

  • создает схемы и ассоциативные связи, в том числе приемами мнемотехники;

  • достраивает материал для запоминания;

  • выделяет опорные пункты;

  • составляет план;

  • обеспечивает запоминание.

Например, как в учебнике О. А. Климановой «География», 5-6 классы

География. 5-6 классыКлиманова О.А.,Климанов В.В.,Ким Э.В. и др.;под ред. Климановой О.А.
Электронная форма учебника (ЭФУ) География. 5-6 классы включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету География 6,5 класса Климанова О. А. География. 5-6 классы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Благодаря этому ребенок, овладевая компетенцией уметь учиться и приобретая стойкую мотивацию к учебе, одновременно усваивает азы инициативности. Он сознательно определяет цели и сроки своей учебной работы, планирует и совершает шаги по их достижению, контролирует результат:

  1. Сам задает желаемый режим общения с материалом.

  2. Сам выбирает необходимый материал и наиболее удобную для себя форму и темп его изложения.

  3. Сразу получает оценку своей работы.

  4. Сам контролирует свой учебный прогресс.

  5. Не боится совершить ошибку.

Развитие математического мышления

Математическое мышление напрямую связано с математической компетенцией, умением применять полученные в школе знания по математике в повседневной жизни. Ученикам с ОВЗ младших классов, особенно при ЗПР и СДВГ, с их утомляемостью и инфантилизмом, желанием не учиться, а играть, такие электронные учебники как «Математика» 1 класс, Г. К. Муравина и О. В. Муравиной дают возможность изучать математику в игровой форме и использовать ее на примере «социальных сюжетов».

Старшеклассники тоже с удовольствием и успешно выполняют задания электронных кроссвордов и интерактивных тренажеров. А возможность на экране разделить любую геометрическую фигуру на части, тщательно их изучить и снова свести в единое целое развивает логическое и абстрактное мышление, умение анализировать и обобщать. Трудности восприятия разных ракурсов геометрических фигур снижаются, когда дети наблюдают за анимационным процессом изменения положения фигуры в пространстве. В этом им помогают учебники «Геометрия» 7-9 классы И. Ф. Шарыгина.

Электронные учебники по геометрии и алгебре расширяют объем восприятия и внимания, учат ориентироваться в пространстве и манипулировать его объектами. Они пробуждают интерес к исследованию, желание постигать геометрию и алгебру, несмотря на их сложность.

Требование ЭФУ выполнять задания по жесткой определенной схеме обучает мозг ребенка работать по алгоритму: воспринял материал → удержал внимание → осмыслил →  запомнил → совершил действие → получил результат. В итоге повышается уровень произвольности всех психических процессов и поведения.

Дети с ОВЗ могут успешно заниматься математикой (с учетом их «зоны ближайшего развития») лишь в спокойной и комфортной обстановке. Такую атмосферу им обеспечивает подбор цветовой палитры учебников.

Помогая ученикам с особыми образовательными потребностями освоить все необходимые школьные компетенции, электронные учебники щадят их здоровье и силы, обеспечивая минимум затрат нервной энергии на единицу прочно усвоенного учебного материала.

Кроме того, ряд психологов, в том числе нейропсихолог А. В Сиротюк и специалист инновационных форм и технологий образования С. А. Смирнов, полагают: ЭФУ не просто удобны для учеников с ОВЗ благодаря цветовому сочетанию, расположению учебного материала, мультимедийному оснащению, но имеют добавочный терапевтический эффект. Благодаря им учитель может целенаправленно регулировать периоды активности и спокойного состояния своих воспитанников.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Лариса Новицкая

Психолог, коуч ICU

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль