Сочинение и изложение — основные средства развития связной речи младшего школьника.
Изложение — это воссоздание исходного текста через прогнозирование или восстановление.
Варианты работы с текстом:
Пример исходного текста:
Вдруг лес кончился, и я увидел большое ... (1), подобное круглому озеру. В самом центре его, как ... (2), стояла деревня. Голубые масленые волны ...(3) по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в ... (4) верхушки, окружавшие поле со всех сторон.
(Ю. Коваль «По лесной дороге»)
Можно давать ребенку слова для выбора, но впоследствии лучше от этой практики отходить.
1) здание, село, поле, лужайку;
2) полянкой, поселок, окраина, остров;
3) чернели, бродили, гуляет, смеркались;
4) лесные, горные, сосновую, озёрные.
Алгоритм работы с текстом:
Прочитайте про себя текст.
Про что текст? Кого представили?
Запишите недостающие слова самостоятельно.
Прочитайте свои версии.
У кого не так, почему, обоснуйте.
Как точнее?
Давайте посмотрим, как у автора, сравним.
Что получилось? У кого совпало? Что думаете по этому поводу?
Пересказ и смысловое чтение
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:
полный и сжатый пересказы;
пересказ по плану;
творческий пересказ от лица литературного персонажа;
пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,
выборочный пересказ,
а также пересказ по ролям с инсценированием;
заучивание текстов наизусть.
Сочинение
Сочинение подразумевает работу без опоры на исходный текст. Создание своего текста через имитацию, подобие, аналогию, подражание. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий:
сочинение-рассуждение;
сочинение-описание;
сочинение-повествование.
Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся как целенаправленно, так и подспудно на всех уроках русского языка, чтения и литературы и др.