Развитие речи в начальной школе: чтение, письмо, слушание и говорение

О современных технологиях и практических приемах работы по обучению младших школьников письму сочинений и изложений рассказываем в нашем материале.

Что делать, чтобы дети писали с удовольствием? 3 шага для учителя

«Мы хотим научить детей рисовать, изображать словами. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для того чтобы дети начинали писать».
  • Первый шаг — фиксировать речь детей письменно на доске.
  • Второй шаг — проявлять живой интерес к текстам учеников.
  • Третий шаг — видеть, что стакан всегда наполовину полон: находить что-то интересное, ценное, удачное в письменных работах детей. Говорить им об этом.
«Важно помнить, что на уроках должна быть взаимосвязь 4 видов работы: чтения, письма, слушания и говорения. Нужно гармонично выстраивать урок без кренов в какую-либо сторону».

Сочинение и изложение — основные средства развития связной речи младшего школьника.

Изложение — это воссоздание исходного текста через прогнозирование или восстановление.

Варианты работы с текстом:

  • Чтение с остановками

  • Текст со смысловыми пропусками

Пример исходного текста:

Вдруг лес кончился, и я увидел большое ... (1), подобное круглому озеру. В самом центре его, как ... (2), стояла деревня. Голубые масленые волны ...(3) по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в ... (4) верхушки, окружавшие поле со всех сторон.

(Ю. Коваль «По лесной дороге»)

Можно давать ребенку слова для выбора, но впоследствии лучше от этой практики отходить.

1) здание, село, поле, лужайку;

2) полянкой, поселок, окраина, остров;

3) чернели, бродили, гуляет, смеркались;

4) лесные, горные, сосновую, озёрные.

Алгоритм работы с текстом:

  1. Прочитайте про себя текст.

  2. Про что текст? Кого представили?

  3. Запишите недостающие слова самостоятельно.

  4. Прочитайте свои версии.

  5. У кого не так, почему, обоснуйте.

  6. Как точнее?

  7. Давайте посмотрим, как у автора, сравним.

  8. Что получилось? У кого совпало? Что думаете по этому поводу?

Пересказ и смысловое чтение

Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:

  • полный и сжатый пересказы;

  • пересказ по плану;

  • творческий пересказ от лица литературного персонажа;

  • пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,

  • выборочный пересказ,

  • а также пересказ по ролям с инсценированием;

  • заучивание текстов наизусть.

Сочинение

Сочинение подразумевает работу без опоры на исходный текст. Создание своего текста через имитацию, подобие, аналогию, подражание. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий:

  • сочинение-рассуждение;

  • сочинение-описание;

  • сочинение-повествование.

Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся как целенаправленно, так и подспудно на всех уроках русского языка, чтения и литературы и др.

«Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, а с другой — средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников».

Развитию образного мышления, умению рассуждать логически, чётко и кратко, а также выразительно оформлять речевое высказывание помогут такие виды работ, как:

  • создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказкой;

  • составление историй по картинкам;

  • продолжение истории;

  • придумывание иной концовки произведения;

  • придумывание рекламы к произведению;

  • придумывание монолога-оправдания какого-либо поступка от лица героя, его совершившего;

  • придумывание монолога-порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок;

  • сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения (в том числе, и герою);

  • составление устного рассказа на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • составление кратких аннотаций (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • высказывание своего отношения к герою и его поступкам;

  • составление письменного описания характеристик героя;

  • составление письменных ответов на вопрос;

  • создание текстов по аналогии;

  • написание отзывов о прочитанной книге и др.

Полную запись вебинара можно посмотреть здесь.

Теги:Начальное общее образование,Обучение грамоте,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль