Развитие субъектности в образовательных путешествиях

Представили методику «Образовательные путешествия: опыт внедрения, итоги и перспективы проекта».

Что такое «Образовательные путешествия»?

Субъектность характеризуют такие личностные качества как свобода выбора и принятие ответственности за выбор, способность рефлексировать и саморазвиваться, стремление к самопознанию. Широкий спектр свойств подразумевает разные формы развития субъектности в школе: урочную деятельность, внеурочную, комплексную. Последний вариант можно эффективно реализовать в виде образовательного путешествия, совместив предметные и дополнительные задания.

В «Павловской гимназии» образовательные путешествия входят в экскурсионную программу. Проект рассчитан на 6 лет обучения (с 5 по 10 классы), синхронизирован с учебным планом, учитывает индивидуальные особенности детей и особенности коллективов. «Путешествия» были запущены 5 лет назад, и в 2019-2020 учебном году пришло время подводить итоги. За время поездок роль гимназистов существенно поменялась: они прошли путь от простых статистов к инициаторам и организаторам мероприятий. Давайте рассмотрим подробнее этапы этого становления.

Опыт введения программы «Образовательные путешествия»

  • I этап. 5 класс (июнь, 2014/2015). Экологический центр «Экосистема»


    Первое образовательное путешествие — ребята еще не знали, что их ждет. Были сформированы первичные навыки учебной деятельности в экскурсионных условиях. Школьники показали высокую способность к рефлексии (с учетом возрастных особенностей) — этому поспособствовали навыки, полученные ранее.

  • II этап. 6 класс (октябрь, 2015/2016). Великий Новгород. «Как я в Новгород ходил...»


    На уроке истории ученикам предложили выбрать места Великого Новгорода, которые они хотели бы посетить в путешествии. Ребята изучили информацию об этих местах, и, во время поездки, оказавшись там, говорили «стоп» и самостоятельно проводили экскурсии. Также ребята проявили творческую жилку и придумали активность под названием «SMS на бересте» (написать на берестяном листочке послание на старорусском, сфотографировать, отправить родителям). В результате путешествия дети ощутили возможности выбора, получили первичные навыки целеполагания, развили навыки рефлексии.

  • III этап. 7 класс (май, 2016/2017). Санкт-Петербург. «Санкт-Петербург 18+»


    Ученики выбрали места, где они хотели бы побывать, и виды деятельности. Во время путешествия рефлексия проходила каждый день: ребята получили «Дневники путешественников» и заполняли их ежедневно. Задания были не только на знание предмета, но также на исследовательские навыки. Например, по фотографии исторического места в период строительства нужно было разгадать это место и найти его. На подведении итогов каждый участник защитил свой «дневник» и рассказал о том, что нового он узнал, как ему это пригодится, что его особенно «зацепило». Было заметно: во время путешествия у учеников произошел серьезный скачок в сфере целеполагания.

  • IV этап. 8 класс (октябрь, 2017/2018). Казань. «Казань разноликая»


    Настало время подтолкнуть учеников к какому-то выбору. Новое образовательное путешествие прошло в формате профориентации. В Казани ребята целый день осматривали учебные заведения, лаборатории, знакомились с учениками «Лицея Иннополис». Ребята обучались таймингу: они должны были самостоятельно приехать в то или иное место к указанному времени. После путешествия прошла глубокая профориентационная рефлексия. Одни ученики захотели изучать химию на профильном уровне, другие записались на занятия по робототехнике и т.д. Спустя два года 50% учеников продолжают развиваться в выбранных направлениях. Также путешествие впервые привело к социальной рефлексии: школьники увидели друг в друге новые качества.

  • V этап. 9 класс (октябрь, 2018/2019). Байконур


    Появилась возрастная вертикаль, при которой, как показала практика, возрастают все показатели субъектности. Младшие гимназисты наблюдали за работой старших, старшие помогали младшим выполнять задания и выстраивать стиль поведения. Ребята сами выбирали темы, по какому предмету работать и над каким продуктом. По итогам путешествия прошли две научные конференции с приглашенными сторонними участниками. Организация этих мероприятий полностью легла на плечи учеников.

Как оценивается субъектность в рамках программы

Перед педагогическим сообществом стоит вопрос: как измерить субъектность? Как определить и посчитать полученный прирост? Педагоги «Павловской гимназии» решили разделить субъектность на две части: частные показатели и интегральные. На данный момент используются следующие формулы:

Частный показатель развития субъектности

Рiизм *100%
Рiэт

Интегральный показатель субъектности

∑Рiизм *100%
∑Рiэт

где Рiизм — измеренное значение показателя развития субъектности после образовательного путешествия, >Рiэт — эталонное значение соответствующего показателя в соответствии с возрастом, i — условный номер показателя субъектности от 1 до 5.

Чтобы измерить показатели, используются опросники:

Ключевые свойства Тесты
Свобода выбора и ответственность за него Опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной
Саморазвитие Методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда  
Способность к рефлексии Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой
Осознанная активность Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева
Осознание своих особенностей и возможностей Не оценивалось

При таком оценивании необходим эталонный показатель. Педагоги «Павловской гимназии» решили, что неправильно пользоваться итоговыми значениями опросников. Каждая образовательная организация имеет собственное представление об идеальном выпускнике и нужно брать эталон выпускника своего учебного заведения. Оценочные показатели развития субъектности было решено представлять в виде шкал, градуированных от 0 до 100 процентов, где:

  • 0-10% — отсутствуют,

  • 10-30% — сформированы частично,

  • 30-60% — в основном сформированы,

  • 60-80% — практически сформированы,

  • 80-100% — сформированы полностью.

Была выведена качественная оценка:

Итоги

Завершающий этап «первой волны» пришелся на 2019-2020 учебный год. Школьники должны проявить полную самостоятельность. Этап состоится в том случае, если ученики 10 класса придут к педагогам и скажут: «Мы приглашаем вас в путешествие». Конечно, ожидается, что участники проекта в полной мере проявят свободу выбора, способность спланировать все этапы образовательного путешествия, способность к рефлексии и корреляции самооценки и оценки экспертов.

Как бы то ни было, проект «Образовательное путешествие» уже утвердился как комплексная форма развития субъектности. Стало очевидно, что субъектность развивается нелинейно: иногда планомерно, а иногда скачками. Количественная оценка требует доработки, показатели субъектности можно расширять.

Ирина Зимятова

Старший воспитатель, АНО «Павловская гимназия»

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Видео,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль