Познавательные УУД
Предмет подразумевает большие объемы информации, и познавательные УУД на уроках музыки развиваются непрерывно. Работая на компьютерах, в библиотеках, со справочником в учебнике, дети изучают биографии композиторов, истории создания произведений, профессиональную терминологию. Школьники исследуют либретто опер и балетов, стихи романсов и многие другие тексты, используя смысловое чтение. Также на занятиях отрабатывается построение речевых высказываний — а говорить о музыке очень сложно. Чтобы вести дискуссию ученикам приходится не только осваивать базовые знания, но и осмысливать глубину чувств, пытаться понять замысел автора — человека, который, может быть, жил несколько веков назад, но эмоции, которого до сих пор можно прочувствовать, пропустить через себя. Так непросто, но интересно происходит формирование познавательных УУД на уроках музыки.
Логические УУД
Музыкальные произведения на уроках можно и нужно анализировать: мелодию, ритм, темп, метр, фактуру. После обращаемся к синтезу. Важно, чтобы ученики понимали: ритм существует не просто ради ритма, а инструментовка — не только ради динамики. Все синтезируется. В результате анализа ученик должен прийти к восприятию целостности, уяснить, что произведение представляет собой комплекс музыкальных средств.
Коммуникативные УУД
Музыка — коллективное искусство. Даже индивидуальное творчество композитора, спустя века, находит свое воплощение и преобразование в коллективном исполнении, воспринимается группами слушателей. Развивая коммуникативные УУД, дети знакомятся на уроках с видами оркестров (симфонический, народный, духовой и т.д.), то есть с видами объединения людей. Ученики приходят к пониманию: если музыканты не будут действовать вместе, поддерживать друг друга эмоционально и профессионально, музыки не сучится.