Рискованные решения: нейронаука подростковых авантюр

Изучили с научной точки зрения, что стоит за дерзкими подростковыми поступками разного масштаба.

Основное изображение

Механизмы рискованного поведения

В мозге подростков происходят изменения, которые объясняют их склонность к риску. В основе всего лежит асинхронное созревание различных областей мозга.

Префронтальная кора, ответственная за принятие решений, самоконтроль и планирование, развивается медленнее, чем лимбическая система, которая регулирует эмоции и реакции на вознаграждение.

Это приводит к тому, что подростки чаще ориентируются на мгновенное удовольствие и эмоции — полистать TikTok; провести время с девушкой, которая нравится; ощутить восхищённые взгляды друзей — чем на долгосрочные последствия своих действий.

Особенно активна дофаминовая система, которая усиливает стремление к новым и захватывающим переживаниям. Буквально каждый рискованный поступок сопровождается выбросом дофамина, что не только дарит удовольствие, но и стимулирует повторение такого поведения.

Социальные факторы

Люди не существуют в вакууме. Социальные связи и давление ожиданий сверстников играют ключевую роль в формировании рискованного поведения.

По данным одного интересного исследования Темпльского университета, подростки более склонны к риску, когда они находятся в компании друзей, чем когда они одни. Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, ученые обнаружили, что области мозга, связанные с вознаграждением, более активны у подростков в присутствии друзей.

В больших же группах у всех, а не только у подростков, снижается чувство личной ответственности, идентичность перепрошивается в польщу массовых настроений. Этот процесс называется деиндивидуацией. Плюс вновь активируются дофаминовые пути — те же, что и при одиночном рискованном поведении.

Технологии выводят ситуацию на новый уровень сложности.

У всех нас теперь есть постоянный доступ к информации и возможностям для самовыражения, что само по себе является огромным плюсом. Но вместе с этим нескончаемый поток контента и перспективы для социальных сравнений (а вот у этого блогера вот так, а вот у сына маминой подруги — вот так) увеличивают давление «трендов».

Вопрос «А у тебя что, своей головы нет?» очень знакомый, но очень несправедливый. Голова-то есть, но работает она сложным образом, не реагируя на приказы и, тем более, аргументы.

Запрещать на повышенных тонах ничего не надо — запреты только усиливают чувство «меня никто не понимает, кроме...» — а далее следует группа, поведение которой взрослому может совершенно не понравиться.

Что же делать?

Безопасные каналы для риска и авантюр

Не все рискованные решения заканчиваются трагически. Всё-таки говорим про реальность, а не про голливудский фильм.

Риск — это не всегда плохо. Риск может быть двигателем творчества, лидерства, инноваций. Если бы человечество не рисковало, вместо чтения этой статьи мы бы, вероятно, обсуждали с нашими рано повзрослевшими детьми, как защитить картошку и репу от набегов, а вечера проводили бы, собираясь вокруг костра. Рассказывали бы сказки о драконах и героях, которые, в отличие от нас, не боялись мечтать и действовать.

Ключевое — направить энергию подростков в конструктивное русло. Соревнования, своя музыкальная группа, походы, научные проекты, творческие или социальные инициативы — все это безопасные платформы для выражения «духа авантюризма».

Участие в командных видах спорта — футбол, баскетбол, хоккей — не только позволяет подросткам получить выброс желанного адреналина, но и учит ответственности и сотрудничеству.

Экстремальные виды спорта — скейтбординг или альпинизм — вполне могут удовлетворить потребность в приключениях, одновременно развивая физическую выносливость и самоконтроль.

Коротко о важном

  • У подростков активно происходит созревание префронтальной коры — области, отвечающей за планирование, самоконтроль и принятие решений. Но развивается она медленнее, чем лимбическая система — центр эмоций и удовольствий.

  • Открытый и честный разговор о рисках и последствиях поможет подросткам лучше осознавать свои действия.

  • Участие в амбициозных спортивных и творческих проектах — это самый безопасный канал для самовыражения.

  • Практики осознанности и техники управления стрессом помогут подросткам (и не только) лучше контролировать импульсы и эмоции.

  • Понимание нейробиологических механизмов риска поможет школьникам лучше понимать и оценивать своё поведение, а значит принимать более взвешенные решения.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Здоровый образ жизни,Молодёжь,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль