Последующая эпоха Возрождения переосмысливает рукописный текст и переносит его от «обычного текста на бумажном носителе» на произведения искусства — скульптуры, мысли, выраженные не на бумаге, а в камне. Однако рукописи все еще оставались «почерком» определенного человека.
Претерпевая вековые изменения в воспроизведении, манере написания, осмысления и переосмысления, рукописное письмо подходит ко второй половине XIX века с важной задумкой — создание науки графологии. Французский подданный Жан Мишонер определил эту область как «исследование связей с психическим состоянием личности». Черты личности творца текста всегда будут проявляться в манере письма, именно поэтому XIX столетие стало временем расцвета рукописных текстов и как следствие эпистолярного жанра. Но этот путь не был так прост и закономерен, как может показаться вначале.
От рисунков к буквам
На протяжении всей истории человечества письменность, в тех или иных проявлениях, была постоянным средством общения. Символы всегда приковывали к себе внимание и однажды были зафиксированы документально. Так появились первые петроглифы (например, пещера Альтамира) и пиктограммы (такие как Тэртерийские таблички), одни из первых видов протописьма. Это были знаки, рисунки, отображающие определенные черты объекта или явления, на которые он указывал.
Конечно, пиктография не была письмом или системой записи в полной мере. Она являлась лишь средством передачи образов, основой, на которой столетия спустя возникнут привычные нам символы — буквы. Пиктограммы были своего рода картинками, которые не могли существовать без словесной формулировки, толкования того или иного события. В тоже время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Поэтому их интерпретация в будущем была очень трудной – сообщения, «запечатанные в камне», обрастали все новыми подробностями в зависимости от контекста рассказчика.