Секреты финансовой грамоты: как развивать способность младших школьников действовать в команде и понимать других?

Чтобы занятия по финансовой грамоте были увлекательными и полезными, а ещё стали эмоциональным опытом детей, важно выбрать правильное пособие.

Основная задача оценки и критерий оценки на занятиях по финансовой грамоте — диагностика динамики и уровня овладения детьми системой учебных действий: способность каждого ребенка к решению финансовых учебно-познавательных и учебно-практических задач, оценка поведения ребенка в игровом финансовом взаимодействии.

«Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства... Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал... обсчитывать».

Зачем развивать коммуникативные действия детей на занятиях финансовой грамоты?

С одной стороны, группа коммуникативных действий выделена во ФГОС как специальный обязательный результат начального образования. А с другой, в стандартах из 16 требований к метапредметным результатам 8 относятся именно к коммуникативным действиям. Развитые коммуникативные навыки — действительно важные условия для развития познавательных и регулятивных учебных действий. Еще одна причина — освоении финансовых отношений, которое тоже строится на базе коммуникативных навыков.

Понимание и взаимодействие с другими:

  • способность договариваться с другими (убеждать, аргументировать, видеть разные точки зрения и интересы);

  • способность уважать интересы других, учитывать социальное и культурное разнообразие;

  • способность к сотрудничеству, в том числе в роли лидера и в роли участника;

  • способность принимать ответственность и распределять ее между участниками команды;

  • способность разрешать конфликты.

Источник: «Универсальные компетентности и новая грамотность», 2020 г.

Что важно для развития коммуникативных действий детей?

Разберемся, какие элементы в содержании пособий по финансовой грамоте особенно важны для развития коммуникативных навыков учеников.

Галерея персонажей-помощников

Еще один центральный элемент пособия — помощники. Начальная школа обычно приветствует такой подход. Персонажи пособий по финансовой грамоте понятийные, они изображены с юмором, в понятном для детей стиле, и помогают ребятам разобраться в тонкостях финансового взаимодействия. Герои растут и развиваются вместе с детьми и на протяжении трех лет (со 2-го по 4-й классы) все глубже постигают секреты правильного обращения с бюджетом.

В именах персонажей содержатся наименования самых распространенных стратегий финансового поведения:

  • девочка Куплю-То-Не-Знаю-Что демонстрирует пример популярного среди детей (и многих взрослых) поведения: появились деньги — надо срочно пойти что-то купить;

  • мальчик Дешевле-Некуда старается подражать взрослым, бездумно экономя абсолютно на всем;

  • Финграмыч — более уравновешенный герой, который ведет себя по-разному в разных ситуациях, любит учиться, предлагает не торопиться своим эмоциональным друзьям.

Но все трое не являются образцами для подражания — это ключевой момент.

Обществознание. Секреты финансовой грамоты. 2 класс Калашникова Наталья Григорьевна
Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. Учебник «Обществознание. Секреты финансовой грамоты. 2 класс» предназначен для учащихся начальной школы. Материал учебника обеспечивает формирование у младших школьников базовых финансовых понятий и компетенций с помощью доступных примеров и реальных ситуаций из жизни. Пособие поможет осознанию учащимися важности финансовой сферы жизни человека, научит детей ответственно относиться к деньгам и грамотно ими распоряжаться, объяснит взаимосвязь труда и его стоимости, сформирует основу для разумного принятия финансовых решений. Содержание учебника включает схемы, графики, таблицы, диаграммы, задания для развития проектно-исследовательских умений. Система заданий способствует воспитанию у обучающихся морально-волевых качеств и нравственно-этических установок. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Как пособие «Секреты финансовой грамоты» обеспечивает развитие коммуникативных действий детей?

«Многие педагоги привыкли подсказывать детям, на какие пиктограммы в учебнике нужно обратить внимание. Но вместо этого лучше спросить: „Ребята, вы увидели восклицательный знак рядом с этим заданием? Что он означает?“»      

Элементы управления называют основные действия, которые дети осваивают, работая с учебным контентом, а также подсказывают детям разными способами (словами и знаками), какие действия выполнять с учебным контентом. К тому же пиктограммы и различные значки в пособиях постепенно становятся для детей средствами самоуправления действиями с учебным контентом.

А элементы контента, в свою очередь, служат источниками информации, открытой для критического отношения, оценки, продолжения и дополнения самими детьми. Помимо этого они являются еще и учебным материалом, на котором дети осваивают систему совместных учебных действий и приобретают способность грамотно решать определенный круг финансовых задач. Еще одна их функция — формирование у детей разных стратегий взаимодействия и стратегий работы с информацией.

Первый пазл запускает деятельность детей. А дальше они могут выбирать, как им работать — индивидуально, в паре или в группе. Учитывайте, что на занятии по внеурочной деятельности классу нужно предоставить выбор. Но грамотное наблюдение и коррекцию тоже, конечно, никто не отменял.

«Финансовая грамота не только про деньги. Она содержит элементы морально-этического плана — и в первую очередь связана с отношениями людей, когда все стараются соблюдать интересы друг друга».

Обществознание. Секреты финансовой грамоты. 3 класс Калашникова Наталья Григорьевна
Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. Учебник «Обществознание. Секреты финансовой грамоты. 3 класс» предназначен для учащихся начальной школы. Материал учебника обеспечивает формирование у младших школьников базовых финансовых понятий и компетенций с помощью доступных примеров и реальных ситуаций из жизни. Пособие поможет осознанию учащимися важности финансовой сферы жизни человека, научит детей ответственно относиться к деньгам и грамотно ими распоряжаться, объяснит взаимосвязь труда и его стоимости, сформирует основу для разумного принятия финансовых решений. Содержание учебника включает схемы, графики, таблицы, диаграммы, задания для развития проектно-исследовательских умений. Система заданий способствует воспитанию у обучающихся морально-волевых качеств и нравственно-этических установок. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Что дети делают вместе на занятиях финансовой грамоты?

Прежде всего, дети выполняют элементы проектной и исследовательской деятельности.

  1. Ставят учебно-познавательные цели – определяют цели (личные и общие) и критерии оценки их достижения.
  2. Обсуждают детские кейсы: высказывают свое мнение, свое отношение или оценку ситуации; сравнивают разные точки зрения; приводят аргументы «за» и «против».
  3. Выбирают и создают информацию: дополняют друг друга, чтобы иметь максимально полную информацию для решения задачи или ответа на вопрос.
  4. Участвуют в ролевых играх и турнирах, готовят сценки-импровизации: распределяют роли между собой; договариваются, кто, что и как будет делать.
  5. Решают финансовые задачи: обсуждают главное и второстепенное в условиях задачи; обсуждают возможные варианты решения; обосновывают самое оптимальное решение.
  6. Выражают свое согласие или несогласие с выводами: оценивают правильность выводов; находят и исправляют выводы-ловушки; дополняют выводы, приводят свои аргументы и примеры.
  7. Выполняют взаимопроверку, оценивают личные и общие достижения на занятии.
  8. На основе выбранного критерия проводят презентацию своих достижений: публично представляют классу свои лучшие работы, результаты выполнения заданий, свои самые яркие открытия, озарения.
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Елена Николаевна Жаркова

кандидат педагогических наук, доцент и автор пособия "Секреты финансовой грамоты"

Теги:Внеурочная деятельность,Начальное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль