Ко дню рождения Сергея Есенина: биография поэта и идеи для урока

3 октября – 126 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. Предлагаем провести урок, посвященный лирике русского поэта.

Важные факты из биографии и ключевые моменты творческого пути

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой, как вспышка молнии, жизни — её эмоциональная насыщенность и интенсивность.

Родился Есенин 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове на Рязанщине в крестьянской семье. Пяти лет выучился читать, а с 8–9 лет начал писать стихи. Окончил Константиновское земское четырёхгодичное училище (1904–1909) и Спас-Клепиковскую школу (1909–1912). Затем приехал в Москву (1912) и полтора года слушал лекции в Народном университете Шанявского (1913–1914). Он много читал и, обладая редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.

1915

Весной 1915 года он едет в Петроград «к Блоку» — «первому поэту России». «С него и началась моя литературная дорога», — с благодарностью будет потом вспоминать Есенин. Блоковские советы строже относиться к творческому труду, не спешить с публикациями («За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ...») Есенин запомнит навсегда.

В Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом, который вскоре станет его учителем и с которым его всю жизнь будут связывать сложные отношения дружбы-вражды — Николаем Клюевым (1884–1937). Познакомился он и с другими известными писателями — М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус и др. С этого времени Есенин становится профессиональным писателем.

Его стремительное появление в литературе считали сказкой, чудом, сравнивали с внезапным явлением кометы.

«Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель».

1916–1917 

В начале 1916 года в Петрограде вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», получивший высокую оценку критики. В том же году Есенин был призван в армию и до Февральской революции 1917 года служил санитаром в военном поезде.

1917–1919

1917 — начало 1919-го — самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает Февральскую и Октябрьскую революции, хотя и «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», как напишет в автобиографии.

1919–1921

1919–1921 годы — время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики: «Вёслами отрубленных рук // Вы гребётесь в страну грядущего» («Кобыльи корабли»). Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал В. Ходасевичу, что «так „крыть“ большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».

В эти годы поэт входит в литературную группу имажинистов (от фр. и англ. image — образ). Основные принципы этого течения были провозглашены в коллективной «Декларации», опубликованной в конце января — начале февраля 1919 года. Однако есенинский имажинизм (его органическая образность) имел мало общего с имажинизмом В. Шершеневича и А. Мариенгофа, для которых стихотворение являлось «толпой или каталогом образов».

1921–1923

Двойственное отношение Есенина к советской действительности, на которую он смотрит глазами своих противостоящих друг другу героев «Страны Негодяев» — бандита Номаха (Махно) и комиссара Рассветова.

В 1922–1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878–1927) Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США. В одном из писем этого времени поэт отмечал:

«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... Зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».

Методические рекомендации

Начать разговор о творчестве поэта можно с чтения любимых стихотворений. Это может быть конкурс на лучшего знатока стихотворений Есенина: учитель начинает читать стихотворение, а ребята продолжают. Интересно будет узнать, какое стихотворение самое популярное: на листе бумаги школьники записывают название стихотворения или первую строчку из него — так будет выявлено стихотворение-победитель, которое обязательно прозвучит полностью. Удачным дополнением к этой части урока будет презентация с видами русской природы, возможно, рязанских пейзажей, вдохновлявших поэта, и песнями на стихи Есенина.

«Топи да болота...»

«Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть»



«Над окошком месяц...»

«По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес»



«Сыплет черемуха снегом...»

«Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою»



«Край любимый! Сердцу снятся...»  

«Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку»



Другой вариант этого задания — скачать, распечатать и раздать ученикам карточки с цитатами из стихотворений поэта (у нас их 35 — хватит на весь класс!). Кто из ребят догадается, цитата из какого произведения ему досталась, должен поднять руку и рассказать стихотворение полностью, или вспомнить его название.

А после можете прочитать стихи классу и попросить ребят ответить на вопросы. 

1. «Сыплет черёмуха снегом...»

  • Какое настроение создаёт стихотворение?

  • Найдите слова, которые помогают понять, какое время года описывает поэт.

  • Какие краски, цвета преобладают в стихотворении?

  • Какие еще признаки указывают на то, что поэт рисует в стихотворении весну?

  • Как связано состояние природы с настроением лирического героя?

2. «Край любимый! Сердцу снятся...»

Попросите класс описать чувства, которые испытывает поэт к своей малой родине. 

3. «Топи да болота...»

  • Много ли оттенков цвета в стихотворении? Найдите и перечислите их.

  • Перечислите метафоры.

  • Найдите в стихотворении эпитеты.

  • А есть ли в произведении олицетворение? 

Домашнее задание

Школьники готовят задание из рубрики «Выскажите своё отношение к прочитанному». Им нужно определить, какое стихотворение им ближе, подумать, почему именно это стихотворение, обосновать свой выбор, выучить это стихотворение наизусть. Если есть возможность, то на следующем уроке можно всем вместе совершить виртуальную (или реальную) экскурсию в музей-заповедник «Константиново» и написать о ней отзыв в рабочей тетради.

Материалы для скачивания

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Сергей Есенин. Стихи об осени.zip

    Формат .ZIP

    5.2 Мб

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Литература,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль