
Ольга Иванова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Про комплект материалов, соответствующий ФГОС и ФОП ДО, для формирования математической грамотности, подготовки к чтению и письму.
Логическое мышление и аналитические способности ценятся высоко, а потому заложить фундамент математического образования важно уже в дошкольном возрасте. Задачи стоят непростые ‒ сформировать у детей гибкое математическое мышление, интерес к исследованию, уверенность в своих силах. Парциальная программа К. В. Шевелева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» — научно обоснованная методика, продуманная до мелочей, проверенная временем и доказавшая свою эффективность в тысячах детских садов по всей стране.
Константин Валерьевич Шевелев — известный российский методист, автор более 50 пособий по развитию математических представлений у дошкольников.
В основе подхода лежит не механическое запоминание, а осмысленное понимание. Автор построил свою методику на нескольких ключевых принципах.
Дошкольник мыслит конкретными образами. В программе абстрактные математические понятия (число, количество, форма, величина) преподносятся через яркие, запоминающиеся образы и практические действия.
Главный инструмент обучения ‒ игра. Ребёнок не пассивный слушатель, а активный исследователь, который сравнивает, группирует, делает выводы. Это обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала.
Математика по Шевелеву не существует в вакууме, а тесно переплетается с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, сенсорикой, даже физическим воспитанием (например, задания на ориентировку в пространстве своего тела).
Программа выстроена по принципу «от простого к сложному». Каждое новое знание базируется на предыдущем, уже усвоенном и понятом, что создаёт у ребёнка ощущение успеха и мотивирует двигаться дальше. Методика рассчитана на дошколят от 3-х до 7-ми лет, обеспечивая непрерывность математического развития.
Методика учит не столько арифметике, сколько логике: анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению закономерностей. Эти навыки являются фундаментом для успешного обучения всем школьным дисциплинам.
Эффективность методики подтверждается на практике. Дети, занимающиеся по программе Шевелева:
воспринимают изучение царицы наук как увлекательную игру;
мыслят гибко, нестандартно, легко находят несколько способов решения одной задачи;
обладают развитым пространственным воображением, что критически важно для геометрии, черчения, физики;
умеют сосредотачиваться на задаче и доводить начатое до конца;
готовы к школьному обучению не только по уровню знаний, но и по сформированности ключевых учебно-познавательных компетенций.
Парциальная программа К. В. Шевелева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Одно из главных достоинств системы ‒ полное методическое обеспечение.
Комплект пособий К. В. Шевелева ‒ готовый, систематизированный инструментарий для работы педагога. Универсальный комплект, соответствующий ФГОС и ФОП ДО, подойдет для любого сада, группы и воспитателя, вне зависимости от используемой методики. При всей простоте внедрения его легко адаптировать под разные группы детей, поскольку имеется большое разнообразие пособий под разные задачи.
Красочные пособия содержат задания, которые хочется выполнять.
Они оформлены с учётом возрастных особенностей: крупные картинки, чёткие инструкции, разнообразные формы работы (обведи, соедини, раскрась, дорисуй). Это формирует положительное отношение к учёбе и развивает мелкую моторику.
Готовая система упражнений экономит время педагога на поиск и распечатку материалов.
Все задания методически выверены, соответствуют задачам технологии и выстроены в правильной последовательности.
Методические рекомендации для педагогов ‒ «ключ» ко всей программе.
В них подробно расписаны цели и задачи каждого занятия, его ход, варианты игр, бесед. Даются советы по работе с детьми, имеющими разные уровни подготовки.
Для воспитателя, работающего в переполненной группе детей с разным уровнем развития познавательной сферы, программа «Формирование элементарных математических представлений» ‒ чёткая система с понятными инструкциями.
Она избавляет от необходимости придумывать занятия «с нуля», гарантируя их высокое методическое качество.
Формирование предпосылок к обучению грамоте ‒ один из ключевых вызовов для современного дошкольного образования. Как сделать так, чтобы знакомство со звуками и буквами было не скучной обязанностью, а увлекательным приключением? Как заложить прочный фундамент, который убережёт ребёнка от будущих ошибок на письме? Ответом на эти вопросы служит проверенная временем и миллионами педагогов парциальная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников», разработанная Еленой Владимировной Колесниковой ‒ ведущим специалистом в области дошкольного образования, признанным автором методик по развитию речи.
Методика ‒ не просто набор тетрадей, а целостная, глубоко продуманная система, которая полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, интегрируется с основной образовательной программой ДОУ, обеспечивая преемственность со школьным курсом русского языка.
Парциальная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников»
Безупречная методология построена на принципе «от простого к сложному». Обучение начинается не с букв, а со звуков: дети учатся вслушиваться в речь, распознавать неречевые звуки (звучание мира), выделять отдельные звуки в словах, только затем знакомятся с их графическим образом ‒ буквой. Путь от фонемы к графеме является физиологически и психологически обоснованным, формирует осознанное, а не механическое восприятие языка.
Одно из главных преимуществ системы для практикующего педагога ‒ её полная методическая обеспеченность. Воспитатель получает готовый инструментарий, экономящий время и силы.
Рабочие тетради ‒ яркие, с увлекательными заданиями, которые нравятся детям. Они обеспечивают формирование графомоторных навыков через штриховку, обводку, дорисовывание.
Подробные методические рекомендации ‒ поурочные планы, конспекты занятий, советы по организации работы, представляющие собой готовый сценарий действий для педагога.
Дидактические игры и наглядные пособия ‒ карточки, схемы, раздаточный материал ‒ делают занятия динамичными и игровыми.
Комплект прост в использовании благодаря понятным алгоритмам, продуманной структуре. Даже молодой специалист сможет легко выстроить эффективное занятие, не тратя часы на подготовку.
Подход Е. В. Колесниковой обеспечивает комплексное развитие речевых способностей, познавательной сферы ребёнка.
Дети учатся слышать и различать звуки (гласные / согласные, твёрдые / мягкие, звонкие / глухие), что является основой успешного обучения в школе и профилактикой дисграфии.
Ребёнок овладевает умением делить слово на слоги и звуки, составлять слова из звуков ‒ ключевой навык для последующего обучения чтению и письму.
Упражнения стимулируют речевую активность, учат правильно строить предложения и пересказывать.
В программу включены специальные упражнения, направленные на предупреждение специфических ошибок на письме: развитие пространственных представлений, зрительного восприятия и дифференциации звуков.
Гибкость системы позволяет реализовать индивидуальный подход. Воспитатель может использовать материалы для работы с подгруппами детей разного уровня подготовки: как для тех, кто только начинает свой путь, так и для «продвинутых» ребят, которые уже проявляют интерес к чтению.
Итогом систематических занятий по программе «От звука к букве» становится успешная подготовка к школе. Выпускник детского сада приходит в первый класс не просто со знанием букв, а со сформированным прочным фундаментом:
развитым фонематическим слухом;
навыками звукового анализа;
готовностью к освоению грамоты;
уверенными графомоторными навыками;
высокой познавательной активностью и любовью к родному языку.
Парциальная программа «От звука к букве» ‒ надёжный, проверенный помощник педагога, обеспечивающий качественное развитие речи дошкольников и подготовку к чтению.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Понравился материал? Расскажите другим