Навык смыслового чтения (СЧ) складывается из отдельных действий, которые применимы к текстам разного предметного содержания (математическим, художественным, историческим, естественно-научным):
Восприятие
Чтобы мотивировать детей к чтению, очень важно обсудить с ними тему как перед знакомством с текстом, так и после, внимание стоит уделить и оформлению страницы. Операции: «принимаю установку на слушание», «удерживаю установку», «проявляю эмоциональную реакцию».
Интерпретация и воспроизведение
Операции: «представляю содержание текста по заголовку, иллюстрации, чертежу, схеме, таблице», «определяю последовательность событий в тексте», «анализирую текст и формулирую главную мысль», «характеризую объекты на основе материала текста», «высказываю свое отношение к прочитанному», «доказываю текстом свое мнение».
Нахождение информации для решения учебных задач
Операции: «определяю назначение текста», «характеризую особенности текста как типа», «формулирую тему текста», «отвечаю на вопросы по содержанию», «сравниваю с другими в соответствии с учебной задачей».
Восстановление деформированного текста
Операции: «ищу, чего в тексте недостает», «что лишнее».
Отметим, что СЧ на уроках литературного чтения, в отличие от занятий по математике или окружающему миру, не сводится к поиску фактов и направлено на более сложную цель — решение художественно-эстетических задач и развитие восприятия искусства.
Читайте также: «Страна читающая» — конкурсы чтецов для учеников начальной школы